Вера Литвинова
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Небылицы-перевертыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с жанром – небылицей-перевертышем.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с жанром – небылицей-перевертышем; формировать желание составлять свои небылицы прививать интерес к игре со словом; упражнять детей в подборе антонимов; закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие : развивать фонематический слух детей, внимание, память мышление, словарный запас.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „Небылицы-перевертыши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Небылицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Воспитательные: воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответ своих товарищей и испытывать радость от совместного творчества и общения.
Ход:
1. В: - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы познакомимся еще с одним видом устного народного творчества. А с каким, вы должны догадаться сами. Посмотрите на картинку, что необычного вы видите?
Игра «Небылица в картинках»
В: - Да, ребята, художник все перепутал. Такого быть не может. Это все вымысел. В произведениях это называется небылицей. Небылица, от слова не было, это то, чего не бывает и не будет в жизни.
В: - Давайте с вами чуть-чуть поразмышляем. Уверена, вы знаете много сказок. Я буду показывать вам иллюстрацию из сказки, вы говорите название сказки, главных героев и ищите небылицы?
Игра «Угадай сказку»
Например: «Красная шапочка»
(она не могла выйти живой из брюха волка);
«Гуси лебеди»
(гуси не могли унести Иванушку на крыльях);
«О рыбаке и рыбке»
(рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать);
«По щучьему веленью»
(Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить);
«Колобок»
(тесто не разговаривает)
В: - Молодцы, ребята, как вы понимаете слово «перевертыш»?
Д: ответы
В: - Перевертыш – это где все поставлено «с ног на голову» или другими слова все наоборот. Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду вам кидать мяч и произносить слово, а вы обратно кидаете мяч и говорите противоположное по значению слово.
Молодой – старый
Большой – маленький
Широкий – узкий
Быстро – медленно
Тихо- громко
Небо - земля
Пол - потолок
Герой – трус
Мир – война
Мальчик – девочка
Отдыхать – работать
Бежать - идти
3. В: – Ребята, а если сложить слова «небылица» и «перевертыш» вместе, что у нас получиться?
Д: ответы детей
В: - Правильно! Небылица-перевертыш – это вид устного народного творчества, в произведениях которых событий или действий не может быть на самом деле. Это небольшое по объему стихотворение или рассказ, сказка комического содержания, в основе сюжета которого лежат абсурд. Послушайте:
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина.)
В: - Что из услышанного можно отнести к небылице?
Д: ответы детей
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.
В: - А в этой небылице, чего не бывает?
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки. (З. Александрова.)
В: - Какие выражения вызвали у вас улыбку?
4. В: - Давайте, попробуем сами сочинить небылицу-перевертыш. Выберите каждый по картинке. Я покажу вам, как надо сочинять небылицы-перевертыши.
Игра «Сочини небылицу»
Пример: Кошка лакает молоко. Молоко лакает кошку.
Катя спит на кровати. Кровать спит на Кате.
Ваня ходит в сапогах. Сапоги ходят в Ване.
Корабль по морю плывет. Море плывет по кораблю.
Девочка читает книжку. Книжка читает девочку.
Мальчик в доме, пес в конуре. Пес в доме, мальчик в конуре.
Чашка на столе, кот под столом. Кот на столе, чашка под столом.
В: - Молодцы, справились! И за правильно выполненные задания мы посмотрим мультфильм «Небылицы в лицах».
В: - Ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили?
Дети: ответы
В: - Что вам особенно понравилось?