Елена Васильевна Шевалье
Конспект ОД по развитию речи «Поможем Незнайке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-связная речь: формировать навыки связной речи;
-словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;
-звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Материалы: игрушка Незнайка, фишки.
Организационный момент.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Поможем Незнайке“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Раздается стук в дверь. Заходит Незнайка и плачет.
Воспитатель. Незнайка. что случилось. Почему ты так расстроен?
Незнайка отвечает, что у него не получается правильно подбирать слова в предложениях и произносить некоторые звуки.
Воспитатель. Не расстраивайся, ты пришел как раз по адресу. Мы тебе поможем. Ребята, поможем Незнайке.
Ответы детей.
Ход занятия.
Воспитатель. Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения М. Щеловановой «Утро»:
-Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
-Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят проч.
Вопросы:
1. Очем говорится в этом стихотворении?
2. Как описано утро?
3. Как можно сказать другими словами об утре? Подберите близкие по смыслу слова.
4. Что еще может быть хмурым?
5. Что может быть солнечным?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, мне тут Незнайка сказал, что когда он проходил мимо младшей группы, то слышал, как маленькие дети говорили предложения. Ему кажется, что они неправильно подбирали слова: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел».
Дети отвечают, подбирая правильные слова. За правильные ответы получают фишки.
Воспитатель. Вы уже умеете произносить много разных звуков. (Беззвучно демонстрируют артикуляцию звуков [а], [у],[и].
А теперь произнесите звук [с] протяжно.
Хоровые и индивидуальные проговаривания.
Попробуйте громко произнести другой звук [ц].
Давайте поиграем с вами в игру. Когда я произнесу звук [с], девочки хлопают в ладоши, если произнесу звук [ц], то мальчики хлопают.
Называя звуки, воспитатель прикрывает рот листом бумаги.
Далее аналогично играют используя слова с этими звуками: собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец.
Теперь отгадайте загадки:
«Четыре братца под одной крышей стоят»
Дети: стол.
Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные»
Дети: пальцы.
Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками:
Со-со-со –нам сменили колесо,
Цо-цо-цо –снесла курица яйцо.
Хоровые и индивидуальные проговаривания быстро и медленно.
Физминутка.
«Озорной цыпленок»
Головой весь день крутил, озорной цыпленок жил (повороты головой влево, вправо).
Влево, вправо повернул (повороты головой влево, вправо,ножку левую согнул (сгибают левую ногу).
Потом правую поднял (поднимают правую ногу, и на обе снова встал (встают на обе ноги).
Начал крыльями махать, поднимать и опускать (имитация взмахов крыльев).
Повернулся влево, вправо-хорошо на свете право! (повороты туловищем).
А потом гулять пошел – червячка себе нашел! (ходьба на месте)
Воспитатель. Послушайте стихотворение:
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
В этом стихотворении есть слова со звуком [с],кто назовет эти слова, то получит фишку. Воспитатель еще раз читает стихотворение.
Аналогичная работа провидится по стихотворению «Курица и цыплята» А. Капралова: «Любовалась цыплятами курица, что ни цыпленок, то умница».
Воспитатель дает задание придумать рассказ на эту тему. Заслушивает три рассказа и дает им оценку.
Воспитатель. А теперь послушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово не буду договаривать, вы должны догадаться сами.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело (солнце).
Слышу, лиса, про твои ….(чудеса).
Воспитатель. Ребята, давайте научим Незнайку играть в игру «Найди точное слово»
Нужно будет подбирать противоположные по смыслу слова.
Сахар сладкий, а лимон…. (кислый). Летом погода теплая, а зимой …. (холодная). Камень тяжелый, а пушинка (легкая).
За правильные ответы дети получают фишки.
Вспомним, кто из животных как передвигается. Ворона (летает, рыба (плавает, кузнечик (прыгает, уж (ползает).
Рефлексия. Ребята, вы сегодня молодцы. Так хорошо отвечали на все вопросы. А как вы думаете, кто сегодня принимал активное участие? (ответы детей). Давайте посчитаем у кого сколько фишек. Незнайка благодарит ребят, говорит, что научился подбирать правильные слова. Но ему пора уходить. Прощается и уходит.