ЕКАТЕРИНА ВОЛОДИНА
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
для старших дошкольников
«Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
с использованием мнемотехники»
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик», закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст, умение передавать диалогическую речь, закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки, закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения.
Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять, помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.
Материалы и оборудование:
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа:
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой.
3. ООД по развитию речи «Пересказ рассказа «Снежный колобок», русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка».
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети: Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель: И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети: Познакомиться, подружиться!
Воспитатель: Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты. Дети рассматривают мнемоквадраты
Воспитатель: Чтобы разгадать загадки наших героев, нужно сначала прочитать сказку. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап):
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку. Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду. Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся. Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек. 8
Мышонок – ореховую скорлупку. 9
Муравей соломинку притащил. 10
А жучок веревочку. 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик. 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли. 13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель: Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети: Это подсказки!
Воспитатель: Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель: Как поступил лягушонок?
Дети: Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель: так друзья разве поступают?
Дети: Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель: Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети: Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель: Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети: работу
Воспитатель: да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети: дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель: Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети: то, что они все вместе трудились
Воспитатель: Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети: Да!
Воспитатель: Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети: Да
Воспитатель: Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети: помощники
Воспитатель: Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).