Ирина Ким
Конспект ООД по развитию речи «Мы пробуем перо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна (маленькое лирическое стихотворение, без рифмы)
Программные задачи:
1. Учить способу составления нерифмованного стихотворения-синквейна с опорой на графическую схему ( формирование лексического запаса по направлениям: слова предметы, слова признаки, слова действия).
2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
3. Продолжать расширять представления детей о людях разных профессий (писатели, поэты).
4. Отрабатывать умение детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
5. Развивать творческие способности детей, чувство прекрасного, эстетический вкус.
Предварительная работа: словесные игры и упражнения «Подбери признак», «Узнай предмет по признаку», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого»; составление рассказов, сказок по схемам, просмотр мультфильма «Как здорово сочинять стихи», изготовление обложки к сборнику стихов «Мы пробуем перо».
Словарная работа: синквейн, рифма, вдохновение.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология концентрированного обучения, здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
Демонстрационный материал: схема-алгоритм составления синквейна, книги А. Барто, С. Я. Маршака, А. С. Пушкина, К. И. Чуковский, Н. Н. Носов.
Раздаточный материал: карточки с изображениями разных предметов и схемы зарисовки синквейна, цветные карандаши.
№ Содержание материалы
I часть
Мотивация
В. : Дети, я приглашаю вас посетить литературную гостиную. Как вы думаете, что такое гостиная?
Д. : Это место, в котором встречают гостей.
В. : Правильно, но гостиная литературная. Кого принимают в ней?
Д. : Писателей и поэтов.
В. : Чем занимаются люди этих профессий?
Д. : Сочиняют стихи, сказки, рассказы.
В. : Верно. Люди этих профессий занимаются творчеством, т. е. придумывают, фантазируют.
В. : Мы с вами уже пробовали сочинять небольшие рассказы и сказки. Как вы считаете, легко ли писать стихи?
Д. : Сложно.
В. : Конечно сложно, чтобы написать стихотворение, нужно уметь подбирать рифму к словам. Рифма – это когда слова оканчиваются одинаково, например: бока-кочка, коржик-моржик.
В. : Вспомните, пожалуйста, мультфильм, который мы с вами смотрели и скажите без чего еще невозможно творить?
Д. : Без вдохновения.
В. : Правильно, вдохновение – главный компонент успешного творчества. Звучит вальс №2 си-минор Ф. Шопена.
Дети входят в групповую комнату.
В книжном уголке оформлена выставка книг детских писателей и поэтов.
II часть
Этап реализации
В. : Хотите научиться писать стихи?
Д. : Да.
В. : Тогда считаю литературную гостиную открытой. Добро пожаловать, уважаемые поэты! На сегодняшнем мероприятии мы будем знакомить читателей с новым сборником стихов, написанных начинающими авторами.
В. : Прежде чем начать творить, давайте поиграем.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждё т он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит).
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее … (медведь)
Вместе с пирогами.
Путь не близкий.
Дальний путь.
Хочет Миша … (отдохнуть).
Только Маша не дает
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге … (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка, это…
(Маша и медведь).
В. : Молодцы. Сегодня мы с вами будем учиться писать необычные стихи. Послушайте, пожалуйста:
Праздник
Добрый, шумный
Приходит, радует, удивляет
Новый год-любимый праздник
Веселье
В. : Что вы думаете об этом стихотворении?
Д. : Оно короткое и не складное.
В. : Действительно, в этом стихотворении нет рифмы и оно короткое, состоит всего из 5 строк. Такое маленькое стихотворение без рифмы называется синквейн. Именно их мы и будем сочинять.
В. : Перед вами лежат карточки со схемой. Обратите внимание, на первой строчке расположено одно слово, обозначающее предмет. Например, снеговик.
На второй строке – два слова признака. Снеговик какой?
Д: Смешной, большой
В. : На третьей – слова действия. Снеговик что делает?
Д. : Стоит, тает, падает
В. : Четвертая строка-это предложение с этим словом.
Д. : Мне нравится лепить снеговика.
В. : И пятая строка – одно слово, вывод. Снеговик это?
Д. : Зима.
В. : В результате у нас получилась елочка из слов.
В. : Давайте попробуем сочинить что-нибудь все вместе.
В. : Что это?
Д. : снежинка
В. : Какая она?
Д. : красивая, легкая
В. : Что она делает?
Д: Кружится, падает, тает
В. : Предложение со словом снежинка
Д. : На моей ладошке красивая снежинка
В. : Снежинка есть что?
Д. : Вода
В. : Хорошо.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за стол обратно сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
В. : Отдохнули?
Д. : Да
В. : Из предложенных картинок выберите одну и попробуйте самостоятельно по схеме сочинить стих. Но так как вы еще не умеете писать, попытайтесь нарисовать его.
В. : Замечательные стихи у вас получились.
В. : Дети, как читатели узнают о новых стихах и произведениях писателей и поэтов?
Д. : Из книг.
В. : Правильно. Авторы издают книги со своими новыми работами. Посмотрите, у нас в группе есть такие недавно изданные сборники.
В. : Чтобы ваши стихи смогли прочитать родители, предлагаю собрать их в сборник стихов, оформить красивой обложкой, которую мы с вами заранее приготовили.
Д/и «Доскажи словечко»
Карточки-схемы с алгоритмом составления синквейна
Физкульт. минутка
карточки с изображениями разных предметов и схемы зарисовки синквейна, цветные карандаши
Когда все схемы заполнены, воспитатель предлагает 3-4 детям прочитать свои стихи выразительно.
Дырокол, оформленная обложка для книги, тесьма
III часть
Рефлексия
В. : Дети, с людьми, каких профессий мы познакомились?
Д. : Писателями и поэтами.
В. : Что нужно уметь, чтобы сочинять стихи?
Д. : Уметь подбирать рифму к словам.
В. : Какие стихи мы с вами научились сочинять?
Д. : Короткие стихи без рифмы.
В. : Как они называются?
Д. : Синквейн.
В. : Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
Д. : Рисовать стихи, оформлять книгу.