Светлана Игнатенко
Конспект мастер-класса с педагогами по познавательному развитию «Плавающее перо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Плавающее перо»
Цель: формировать чувство ответственности за окружающую природу.
Задачи:
-расширить знания о воде, причинах ее загрязнения;
-развивать умение анализировать, наблюдать, исследовать;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Вступительная часть: "Обмен настроением".
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какое у вас сегодня настроение?
(На столах лежат карточки "Словарики настроений". Педагоги находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Публикация «Конспект мастер-класса с педагогами по познавательному развитию „Плавающее перо“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
- Я очень рада видеть вас на моем мастер - классе. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в путешествие по Великой Стране Экология. Удачи вам и новых открытий!
Вода – одно из начал всего
Существования на Земле.
(из высказываний древних)
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – голубой. А все потому, что этой краски на ней больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.
Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И наверное правильнее было назвать планету - Вода.
Основная часть: Давайте с вами посмотрим на стакан с водой и опишем основные свойства воды. (Чистая, прозрачная, не имеет цвета и запах, безвкусна).
А в каких состояниях на Земле встречается вода? Узнаем, отгадав мои загадки.
Отгадайте загадки:
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)
Ледяной горох
Поскакал на порог.
Если землю покрыл –
Урожай погубил. (Град)
О воде много сложено пословиц.
Какие вы знаете пословицы о воде?
• Была бы водица, а зелень народиться.
• Умный человек, как родник.
• Вода камень точит.
• Под лежачий камень вода не течет.
• Хлеб, да вода богатырская еда.
Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!
Всё это стало доступно человеку и, к сожалению, человек не всегда пользуется дарами природы не нанося ей вреда.
Водоёмы загрязняют, сбрасывая в них различные отходы от продуктов деятельности человека, что пагубно влияет на все живущее и плавающее в воде. Нанося вред природе, мы наносим вред себе.
Сейчас мы проведём с вами опыт, который покажет нам, как загрязнение воды моющими средствами влияет на плавучесть водоплавающих птиц.
Опыт «Плавающее перо»
Нам потребуются:
- Два белых птичьих пера
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных тампона
- Пинцет
- Бумажное полотенце
Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.
Схема работы:
1. Нальём в миску воды и добавим немного синей краски.
2. С помощью пинцета аккуратно опустим на поверхность воды первое перо.
3. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведём по нему ватным тампоном. Посмотри на тампон.
4. Положим перо на бумажное полотенце.
5. Добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков.
6. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо.
7. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведём по нему ватным тампоном. Посмотри на тампон.
8. Положим перо на бумажное полотенце.
Результат:
Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике мы увидим голубой цвет.
Объяснение:
Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.
При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.
Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!
Уважаемые коллеги, благодарю вас за участие.