Наталья Безрукова
Конспект ООД по познавательному развитию «Зимующие птицы» группа старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Зимнее время – это не только веселые праздники, катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Зимующие птицы“ группа старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель: Закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о зимующих птицах;
- Учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, подкармливая их и вывешивая кормушки;
Развивающие :
- Развивать память, мышление;
- Закрепить умения детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: аудиозаписи со звуками зимы, ватные шарики, снежинка, презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих птиц, картинка с изображением силуэта птицы (синичка) на каждого ребенка, пластилин.
Ход ООД:
Занятие начинается с прослушивания звуков зимы – вьюги, метели, ветра. После прослушивания записи воспитатель задает вопросы:
Воспитатель: Скажите, ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?
Дети: Зимы!
Воспитатель:Почему вы решили, что это звуки зимы?
Дети: Воет вьюга, метет метель, дует сильный ветер
Воспитатель: Скажите, какая бывает зима?
Дети: Снежная, суровая, морозная, злая… .
Воспитатель: Ребята, зима ведь не только суровая, холодная, злая, но бывает и веселая. Какие зимние забавы вы знаете?
Дети:Катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки (слайд 1)
Воспитатель: Ответьте, ребята, такая зима вам нравится?
Дети: Да
Воспитатель: А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки».
Правило игры: Во время первой части по команде педагога: - «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: - «Кидаем снежки», кидаются «снежками» друг в друга.
По окончании музыки игра заканчивается.
Воспитатель: Молодцы ребята как весело мы с вами поиграли.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ко мне на ладонь упала снежинка! Давайте все вместе подуем на нее!
(Ребята дуют, снежинка кружится. Вдруг звучит волшебная музыка.)
Воспитатель: - Что такое? Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес! (слайд 2)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель:Как вы думаете, почему так тихо в лесу?
Дети: Птицы не поют
Воспитатель: Почему они не поют?
Дети: Улетели в теплые края
Воспитатель: Да, ребята, большинство птиц улетели в теплые края.
Воспитатель: Посмотрите, на этой ветке сидят птицы. Значит не все птицы улетели в теплые края. (слайд 3)
Воспитатель: Как называются птицы, которые не улетают в теплые края?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать:
1. Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Дети: Воробей (слайд4)
Воспитатель: Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Любят пшено, зернышки пшеницы.
2. Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она?
Дети: Ворона (слайд 5)
Воспитатель: Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Ворона большая и серая. А чем она питается?
Дети: Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.
3. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Дети:Сорока (слайд 6)
Воспитатель: Это красивая птица. Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая. Сороки — знаменитые разбойники. Сороки тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения.
4. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
Дети: Голубь (слайд 7)
Воспитатель: Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Между тем это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Дух захватывает от стремительных виражей голубиных стаек. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Кроме почтовых, существуют также декоративные породы.
5. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Дети:Дятел (слайд 8)
Воспитатель:Да, это дятел. Он является лесным доктором.
Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Еще он питается семенами шишек. Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Но есть и такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте кто это?
1. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица (слайд 9)
Это синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов. Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.
2. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
Дети: Снегирь (слайд 10)
Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь?
Дети: (От слова снег)
Воспитатель: Опишите его.
Дети:голова, крылья, хвост чёрные. Спина сера, брюшко у снегиря красное.
Воспитатель: (читает загадку)
3. Гнездо на ели птицы той,
Птенцы выводятся зимой,
Клюв искривлен почти крестом,
Зовется птица та
Дети: Клест (слайд 11)
Воспитатель:Клест - необычная птица. Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.
Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам
В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны
Распушили перышки - частое потряхивание руками
Греются на солнышке - хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками
Воспитатель: А хватает ли птицам пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает
Воспитатель: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам трудно достать пищу из-под снега
Воспитатель: А что нам нужно сделать, как помочь им, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц
Дидактическая игра «Накорми птиц». (слайд 12-16)
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Я дам снегирям ягоды рябины.
Я угощу синиц семечками.
Я накормлю голубя хлебными крошками.
Я дам воробью зёрен.
Я накормлю дятла семенами шишек.
Дидактическая игра «Четвертый лишний». (слайд 16-20)
Воспитатель показывает серии картинок, из которых дети должны убрать лишний вариант.
Пальчиковая гимнастика:
«Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и снегирей
Дятел в пёстрых пёрышках
Всем хватило зёрнышек.
Изготовление из пластилина синичек (слайд 21)
Вспомнить правила работы с пластилином.
Воспитатель: Ребята, мы с вами нарисуем с помощью пластилина синичку.
Воспитатель раздает картон с изображение силуэта птицы
Воспитатель, в пошаговом объяснении, объясняет детям задание.
- Сначала необходимо изобразить голову, со всеми ее составными частями (глаза, клюв, перья).
-Затем переходим к туловищу птицы и грудки, которая состоит из нескольких рядов плотно сомкнутых маленьких шариков, напоминающих перья. Потом изображаем крылья и лапки.
Итог занятия:
Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?
О чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Чем занимались?