Ильичева Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик, самодельные весы. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури.
Раздаточный материал. Веер, ведерко с водой, стаканы, шарики, соломинки, мелкие предметы: гвоздики, пуговицы.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию:
- Ребята, когда я шла в садик, мне в лицо дул такой приятный ветерок. А вы почувствовали прикосновение ветра на своём лице? Посмотрите, этот ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)
- Что это к нам прилетел? А почему он называется воздушным? (Это воздушный шарик. В нем спрятался воздух.)
- Ребята, а шарик нам письмо принёс. Интересно, кто же нам его прислал? Наверное, какой-то сказочный герой. Давайте откроем письмо и прочтём.
«Ребята, на Луне, где я жил, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, нигде не нашёл. Помогите мне его найти».
- Дети, а вы догадались, кто прислал это письмо? (Это Лунтик)
Актуализация знаний и фиксация затруднения:
- Ребята, нам надо помочь Лунтику. Вы согласны помочь?
Открытие нового знания:
- Где же мы найдём воздух, у меня его нет. Ребята, а вы видите воздух? (Нет)
- Кузя утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию, станем лаборантами, будем проводить опыты (дети проходят к столу).
- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)
Опыт № 1.
«Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? (Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким)
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей).
- У меня есть фонарик. Ребята, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет)
- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.
Вывод: Значит воздух невидимый, прозрачный. И он не имеет формы. Воздух принимает форму предмета, в котором находится.
- Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали,
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили,
И на волю отпустили!
- Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик»
Максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
- Но мы можем обнаружить, почувствовать воздух, если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?
Вывод: Также воздух можно почувствовать, создав его движение.
Опыт № 2.
Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно.
- Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт № 3.
Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки)
Вывод: Значит, воздух есть и в воде.
Опыт № 4.
Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели? (Пузырьки)
- Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх.
Вывод: Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.
Опыт № 5.
- А как вы думаете, нам воздух нужен? (Да, нам нужен воздух)
- Зачем нам нужен воздух? (Воздух нам нужен, чтобы дышать)
- Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Вывод: воздух необходим для дыхания.
- Кому еще нужен воздух? (Дети называют объекты живой природы)
- Кому не нужен воздух? (Дети называют объекты неживой природы)
Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)
Опыт 6.
«Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные трубочки.
- Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика).
- Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? (Воздух)
- Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).
- Что происходит?
- Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? (Они двигаются)
- Что же нам помогло оживить горошины?
- Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).
- Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать? (Умеем)
- Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели? (Появляются пузырьки)
Вывод: Значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
- Ребята, а вы знаете, каким бывает воздух? (тёплый и холодный)
Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.
- Что происходит с шаром? (Он надувается)
- Воздух при нагревании расширяется.
(Воспитатель ставит бутылку в таз со снегом.)
- Что происходит с шаром? (Шар сдувается)
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Игра физкультминутка:
- Давайте изобразим то, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз. Что произойдет с воздухом, если его нагреть? Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации:
- А теперь мы продолжим наше экспериментирование.
Игра «Узнай по запаху».
- Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? (Нет) (Воздух не имеет запаха).
- Закройте глаза, зажмите рукой нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите, что это? Что - то удалось почувствовать? Почему? (Нос закрыт)
- А теперь уберите руки, чувствуете?
(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)
Вывод: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.
- У меня в руках два шарика: надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить.
На самодельных весах, сделанной из дощечки, взвешивают надутый и сдутый шарики.
- Какой шарик тяжелее? (Надутый).
Вывод: Воздух имеет вес.
- Ребята, угадайте вы загадку.
Я березку качну, Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Это ветер.)
- Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)
- Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.)
- Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться)
- А теперь подумайте и скажите, где воздух чище: в городе, в деревне или в лесу?
- Почему в городе грязный воздух? Что можно сделать, чтобы воздух был чище? (Сажать деревья, растения, не мусорить)
Рефлексия. Итог.
- Ребята, вы отличные воздухоискатели! Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. В результате наших поисков мы обнаружили: - Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух можно услышать.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
- Человек может жить без воздуха.
- Ветер – это движение воздуха.
- Воздух тяжелее воды.
- Воздух есть внутри людей.
- Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
- Давайте беречь воздух. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.