Наталья Петрова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Какие бывают деньги и для чего они нужны»
Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Цель для детей: помочь купюре т монете разобраться в том, кто из них важней.
Образовательные задачи:
- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», наличные и безналичные деньги;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Какие бывают деньги и для чего они нужны“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации.
Развивающие задачи :
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- развивать умение формулировать выводы на основе рассуждений и умозаключений;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей;
- закреплять умение участвовать в совместной деятельности и игре.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята!
(Стук в дверь)
- Ой, кто это?
(Заходят две девочки монета и купюра)
Мы денежки-подружки
Симпатичные девчушки.
- Я- бумажная купюра
Очень нежная натура!
- Я- монета из металла
На свете я живу не мало!
- Я, конечно, же важней!
- А я людям всех нужней!
Воспитатель: Что же делать, как помочь купюре и монете?
- Как узнать, кто важнее?
- Что мы для этого должны сделать?
(ответы детей нам нужно узнать всё о деньгах)
- Для начала, давайте поприветствуем друг-друга.
(приветствие «Мы ребята супер-класс)
-Ребята, я дома нашла интересный предмет и принесла его в группу.
(Воспитатель демонстрирует копилку).
- Как вы думаете, что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги.
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется
«Для чего нам нужны деньги?»
-Я бросаю вам мяч и задаю вам вопрос, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны :
(для покупки продуктов питания;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков).
(Слайд с изображениями предметов и услуг, которые можно купить).
- Здорово, сколько всего вы знаете!
Беседа о монетах (слайд с изображением бумажных купюр и монет)
- Посмотрите на экран. Что вы видите? (ответы детей).
- Да, это деньги. Какие бывают деньги?
(бумажные, металлические, разных стран и достоинств).
- Что такое деньги? ….
Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят. Они бывают наличными и безналичными.
- Давайте вернёмся к нашей копилке и посмотрим, что там внутри.
Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
(Дети называют все признаки монет)
- Классно! Сколько признаков вы назвали!
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
(Дети называют все признаки банкнот)
- Ребята, скажите, а где взрослые обычно носят деньги? (в кошельке).
- Как вы думаете, почему взрослые носят деньги в кошельке, а не просто
в кармане? (ответы детей).
- Правильно, небрежное отношение к деньгам может привести к тому, что они могут помяться, разорваться или их могут украсть.
А где ещё хранят деньги? (слайд с изображением банка, сейфа, банковской карты)
- Как вы думаете, какое же правило обращения с деньгами мы с вами сегодня узнали?
(С деньгами надо обращаться бережно и у денег есть свои дома).
Физминутка: «Покупка»
Мы бежали по дорожке
(бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки!
(один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть?
(разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть?
(обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать!
(потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать!
(потереть ладонями друг о друга)
Один (рубль, два, три, четыре
(с размахом вскользь хлопаем правой ладонью о левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили!
(указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
- Ребята, как вы думаете, были ли у древних людей деньги? Какие они были? Ответы детей. (Кости, брусочки, ракушки).
Давайте посмотрим, что это? (коробочка).
- Почему в коробочке оказалась ракушка? (Это древняя денежка).
- Эти предметы использовали как средство обмена. Как вы думаете, какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (Ответы детей, металлические)
- Как они назывались? (Ответы детей,рублики)
-А почему рублики? (их рубили на несколько частей)
- Молодцы! Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее в обращении монеты или Банкноты? (Ответы детей).
- А чтобы нам разобраться в этом, предлагаю вам провести эксперимент, что же удобнее монеты или банкноты? Размещайтесь так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или банкноты.
- Чтобы выполнять эксперименты, мы должны вспомнить правила, которые нельзя нарушать вовремя эксперимента.
1. Не брать в рот предметы.
2. Не пробовать жидкости на вкус.
3. Нюхать неизвестные жидкости.
4. Правильно исследовать неизвестные жидкости на запах.
5. Быть аккуратными.
6. Внимательно слушать экспериментатора и строго выполнять его инструкции.
- Прежде чем приступить к выполнению экспериментов, мы должны немного размяться.
игра (Мячики массажные)
- Перед вами лежат различные предметы, листы бумаги, карандаши. Все это вам понадобится для проведения экспериментов. Как настоящие исследователи, результаты наших опытов мы будем записывать на листах бумаги, а затем сделаем выводы.
Для начала давайте определимся, из чего сделаны денежные банкноты и монеты.
1 эксперимент :
-Перед вами лежит бумага. Давайте представим, что это бумажная банкнота Возьмем бумажную банкноту и попробуем ее смять. Мнется? Попробуйте порвать, рвется? А теперь все то же самое сделайте с монетой. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Монета лучше, она не мнется и не рвется. (Вывод делают дети).
- Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?
(Ответы детей)
- Напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. (Воспитатель делает отметку на доске).
2 эксперимент :
- Нужно намочить бумажную купюру, что происходит? (Она намокает). А теперь проверим монету. Что произойдет? Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? Какой вывод сделаем? Кто выигрывает в этом эксперименте?
Сделайте отметку на вашем листе.
Вывод: Купюра намокнет и развалится, а монета нет.
3 эксперимент :
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру, что тяжелее? Что происходит? А я положу на весы монету и купюру. Что легче? Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?
Какой вывод сделаем? (Ответы детей).
Вывод: Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре.
4 эксперимент :
- А теперь приступаем к эксперименту. Положите сначала купюру в кошелек, а затем монету. Потрясите, переверните. Что удобнее хранить в кошельке? (Ответы детей).Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?
Вывод: Удобнее хранить купюру.
- Посмотрите, кто выигрывает? (Ничья) Совершенно верно, по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры.
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
- Значит, нам нужны и монеты и купюры.
Ребята, а что еще можно использовать при оплате кроме денег? (Ответы детей)
Представим, что родители вам их дали на карманные расходы. Подумайте и кажите, куда бы вы их потратили. (Ответы детей)
- Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Что можно купить?»
(слайд с изображением предметов и явлении, которые можно и нельзя купить за деньги)
- Для это нам нужно выйти в центр группы и встать в круг. Я буду вам говорить, если это можно купить, то хлопните в ладоши, если нет,
топните ногами.
- Ребята, что же нельзя купить за деньги? (Дружбу, любовь, жизнь, здоровье) Да есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.
- Ребята, а в будущем деньги сохранятся или чем-нибудь заменятся?
Давайте пофантазируем. Как вы представляете деньги будущего?
Придумайте, пожалуйста, форму, цвет, размер, название и нарисуйте монету или банкноту, которыми можно будет оплатить покупки в будущем.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая.
- Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы?
- Как она называется?
- Мне очень понравились ваши работы! Это необычно!
Заключительная часть
- Как вы думаете, мы помогли купюре и монете узнать кто их них важнее и
нужнее? (Ответы детей)
- Кто же важнее и нужнее? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Что показалось сложным?