Галина Черских
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Простой бумаги чистый лист»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Черских Галина Михайловна, воспитатель МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
Цель: знакомство с бумагой и ее свойствами
Задачи: уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, использовании бумаги в быту человеком. Развивать обследовательские действия и умение, устанавливать взаимосвязи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. Развивать внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Простой бумаги чистый лист“» размещена в разделах
Словарь и грамматика: развивать словарь по данной теме, умение правильно согласовывать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе определений.
Оборудование:
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др.). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой.
Предварительная работа:
Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части занятия.
Ход: Придумано кем – то просто и мудро…
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
-А вы любите узнавать тайны?
Тайны бывают разного цвета
Вы никогда не слыхали об этом
Я завела разговор не случайно
Вот перед вами новая тайна (показывает коробку)
- А что в ней лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег, дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
- Как вы думаете, бумага была всегда?
Древние люди рисовали на камнях. Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры дерева.
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
Да, бумагу используют по-разному, у каждой бумаги свое название.
Давайте поиграем.
Я листочки положила в черную коробочку
Ну-ка, (имя ребенка, вынь листок и назови.
(Дети достают листы бумаги, называют). Работа с мини-коллекцией бумаги.
1. Для письма и печати - писчая (книги, журналы, газеты, тетради)
2. Отделочный материал (обои)
3. Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
4. Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
5. Гигиеническая бумага (туалетная бумага, салфетки)
Игра «Найди бумажные предметы»
- Ребята, в нашей группе есть предметы, сделанные из бумаги. Назовите их.
- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут)
- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Сейчас проверим.
-Я приглашаю вас подойти к нашему столику экспериментирования.
Помогут нам записать результаты экспериментов карты наблюдений, где фишкой мы будем обозначать полученный результат.
Опыт №1 Мы проведем опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите, ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Выставляем фишку.
Дети, скажите есть среди вас силачи? Выходите!
Опыт № 2. Проверка бумаги на прочность.
- Попробуйте порвать вот этот пакет. Не получается? А лист бумаги? Получилось!
Вывод: бумага легко рвется
- Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Подумайте и скажите, если пошел дождь, а у вас было бы два зонта. Один бумажный, второй целлофановый. Какой бы вы выбрали? Почему?
Опыт №3. Взаимодействие бумаги с водой.
- Вы положите салфетки, а я кусочек картона в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем фишку: «Бумага намокает и распадается».
Опыт №4. Бумага горит. Спички детям не игрушка, поэтому этот опыт я проведу сама. А вы только посмотрите и сделаете вывод (зажигает свечку и сжигает небольшой кусочек бумаги)
Вывод: бумага очень быстро загорается и хорошо горит.
- Ребята, посмотрите на наши карты. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, горит.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. На следующих занятиях узнаем и другие свойства бумаги.
Игра: «Бывает, не бывает»
- Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Физкультминутка.
Как-то утром, спозаранку, появились на полянке: (ходьба на месте)
Не грибы и не цветочки, а бумажные листочки (встать, руки на поясе).
Все листочки собрались? Не ленись, и подтянись! (тянутся вверх)
Ну, пожалуй, мы начнем, уголочки все загнем (сгибать и разгибать руки перед грудью)
А теперь нетрудно нам, все сложить их пополам (повороты влево, вправо)
Сверху – вниз, наискосок, загибаем уголок (наклоны)
А теперь мы из листочков, превращаемся в комочки! (приседания)
Прыг да скок, прыг да скок, выпрямляется листок (поскоки на месте)
Мимо ветерок летит, и листочки шевелит (упражнение на дыхание)
Листки все в книгу соберем и вместе мы ее прочтем (сходятся в круг)
-Как же делают бумагу в наши дни? (рассказ воспитателя)
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях (деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях). Бумагу делают на специальных фабриках, комбинатах. Они так и называются: целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры, перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине – дробилке. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая ее в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Ее пропускают через специальные катки – прессы и получают тонкие листы бумаги. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
- Ребята, мы свами поняли, что без бумаги нам очень сложно прожить. Узнали, что процесс ее производства очень сложный и трудоемкий. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережно относиться к бумаге. Экономно использовать бумагу в быту: прочитанные книги и журналы не нужно выкидывать, нужно сдавать их в макулатуру и бумага приобретет вторую жизнь
- А чтобы больше узнать про бумагу мы заведем вот такую папку. В нее будем собирать всю интересную информацию.
Возьмите листочки бумаги в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Итог. - Мы разложим бумагу по разным кармашкам, и не будем забывать о том, как сложно сделать бумагу, и как она необходима нам в жизни!
Дети, вам понравилось занятие? Чем? Что вы узнали нового?