Юлия Кудливская
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «История России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: дать первоначальные представления об истории России.
Задачи:
Образовательные:
1. Рассказать в доступной форме о некоторых фактах из истории России;
2. Закрепить знания детей о символике своей страны.
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему „История России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
1. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение;
2. Развивать познавательный интерес к истории своей Родины;
3. Формировать желание самостоятельно добывать новые факты;
4. Формировать представление о героическом прошлом русского народа;
5. Побуждать делиться своими впечатлениями.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-патриотическое отношение к фактам из истории России;
2. Воспитывать чувства любви к Отечеству и гордости за него и его народ.
Предварительная работа: НОД, беседы о России, о богатырях, о символике; рассматривание фото и иллюстраций.
Материалы: Презентация «История России», мультимедийная установка; канат, 2 палки, 2 стула.
Ход:
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать? Да, о нашей Родине. У каждого человека есть Родина и у нас – это Россия.
Педагог предлагает детям сесть на места и посмотреть презентацию:
- У каждого государства есть своя карта и сейчас мы поиграем.
Дид/и «Найди Россию» (слайд 2).
- Да, вот она наша большая Родина – Россия, огромная страна, большое государство (слайд 3).
- Как называют людей, нас с вами, кто проживает в России (слайд 4?
- Но России – это многонациональное государство, много разных народов проживает на её территории. Давайте, назовём, кого вы знаете.
Дид/и «Назови правильно» с мячом:
Из Укрианы – украинцы
Из Белорусии – белорусы
Из Молдавии – молдаване
Из Татарии – татары
Из Казахстана – казахи
Из Таджикистана – таджики
Из Грузии – грузины
Из Азербайджана – азербайджанцы и т. д.
- Вот как много разных народов проживает в России
- Как и любая другая страна, Россия имеет свои символы. Давайте их назовём (слайд 5) Для чего они нужны государству?
Можно прочитать стихи о символах.
- Послушайте, какие слова о нашей Родине написал писатель К. Д. Ушинский: «Наше отечество, наша родина — матушка Россия».
- Почему он назвал её Отчизной, вслушайтесь в это слово: «отчизна - отец», да потому что издавна жили на этой Земле наши отцы, деды, наши предки. А кто такие предки – это те, кто жил перед нами (слайд 6).
Дид/и «Найди русских» (слайд 7).
- Как вы догадались? Да, на них одета национальная одежда. Сарафан, рубаха, кокошник – на девушке; штаны, косоворотка, кушак, фуражка – на юноше.
- А как понять Россия – Родина (слайд 8)?
- Родина – место, где мы родились, где живут наши родные, мы говорим на родном нам языке и всё в ней нам родное. Такое место – это г. Наро – Фоминск, наша малая Родина. Но наш город находится на территории России. Посмотрите, как по-разному дети нарисовали свою Родину.
- России - матушка (слайд 9, как понять это сравнение? Мама о нас заботится, кормит, поит, занимается с нами. Вот и Россия, благодаря своим несметным богатствам даёт нам всё, чтобы мы могли прекрасно жить на ней.
- А ещё Россия нас охраняет и защищает от врагов (слайд 10, которые всегда были у неё. А защищает нас сильная, мужественная Российская армия. Но в древние времена такой армии как сейчас не было, кто же нас защищал?
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Силён, как вольный ветер
Могуч, как ураган,
Он защищает землю!
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- А сейчас мы попробуем представить себя богатырями.
Физминутка:
Богатырь – вот он какой,
Он силен, он здоров. (изображают силача)
Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (выполняют замах и бросок)
На границе стоял. (изображают богатыря на границе)
Зорко-зорко наблюдал (подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри (поднимают руки высоко вверх)
Станем, как Богатыри! (руки на пояс) .
- Велика наша Родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку, от севера на юг. Много есть на свете, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина (слайд 11).
- История нашей страны начиналась в давние – давние времена (слайд 12). Первыми поселились на русской земле - славяне. От слова славные. Это были славные, сильные и мужественные люди. Жили они в избах – деревянные срубы, деревья срубали и клали друг на друга, а потом прорубали топором окна и дверь (слайд 13).
- Мужчины – охотились, пахали землю, ловили рыбу, воевали.
Женщины вели хозяйство, собирали грибы и ягоды.
Всё делали сами, своими руками из дерева, глины, железа: одежду, посуду, оружие (слайд 14, 15). Были среди них такие мастера, как кузнецы, гончары, лесорубы. А женщины выращивали хлопок, лён, и дома на самодельных станках ткали ткань, из которой потом шили одежду.
- Так стали появляться первые деревни, а потом и города. Строились они у рек, чтобы можно было не только ловить рыбу, но и на лодках и кораблях развозить товар на продажу. Земля наша стала называться Русью (слайд 16).
- Богатой была Матушка – Русь, чего только не водилось в ней: и зверьё, и леса, и рыба, и ткани разные. Стали заглядываться на эти богатства враги. Много их было у нашей страны. Так стало собираться войско из самых сильных, храбрых и мужественных мужчин (слайд 17, которые защищали русскую землю.
- Но не всегда на Руси жили наши народы в мире и согласии, так, когда напали татаро – монголы, жили княжества русские в ссоре, поэтому долго не могли они одолеть их (слайд 18). А татары были злые, Жгли города и сёла, требовали платить дань деньгами, дорогими товарами.
- И только князь Юрий Долгорукий (слайд 19) смог собрать единое войско и победить татар и прогнать их с родной земли. Он же является основателем
г. Москва.
- Прошло время, и напали на Русь шведы. Князь Новгородской земли Александр Невский отказался платить дань и разгромил врага на берегу реки Нева. Знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» (слайд 20). Жестокое было сражение, стояла зима, а шведы и их кони были в тяжелых доспехах, поэтому лёд трескался и они проваливались под воду.
- Тяжёлой была и война с французами, которыми командовал Наполеон, даже после Бородинского сражения пришлось отступить русской армии и отдать врагу Москву. Но это было ненадолго, ведь армией командовал М. И. Кутузов. Он всё так умело продумал, поэтому разгромленные французы через несколько дней бежали из России (слайд 21 – 22).
- Но самой длинной и жестокой была Великая Отечественная война (слайд 23 – 25). Кто может поделиться своими знаниями о ней?
- Эта война унесла почти 27 млн. жизней русского народа. И длилась она четыре года, с лица земли были стёрты многие города. Но русские люди не сдались. И каждый год 9 мая Россия празднует День Победы. Выиграла наша родина эту войну благодаря умелому командованию маршала Жукова К. Г.
- Почти в каждом городе России воздвигнуты памятники, как напоминание нам о той войне. Вот и в нашем городе они тоже есть. Назовите, какие.
Ответы детей.
- Вот такая славная история у нашей страны России. Много было у неё и правителей (слайд 26 – 27). А сейчас мы живём в мирной стране, под ярким солнцем, у нас много богатств. Мы ходим в детские сады, школы, много мечтаем, ездием отдыхать, у нас много друзей. И всё это благодаря президенту нашей страны В. В. Путину, который делает всё, чтобы россиянам хорошо жилось в родной стране.
Воспитатель предлагает поиграть в под/игры «Кто быстрее доскачет до границы и вернётся» (с гимнастической палкой в колоннах, «Чья команда сильнее» (с канатом).
В свободное время или на занятии по рисованию можно нарисовать богатырей.