Татьяна Скрягина
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ «Богатыри — защитники Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, углубить представления воспитанников о воинах древней Руси, традиции защиты своего Отечества.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представление об образе могучего человека-богатыря, защитника Земли Русской.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ „Богатыри — защитники Руси“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
2. Познакомиться с жанром «Былина». Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, музыке, литературе.
Воспитательные:
1. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.
2. Воспитывать любовь к Родине.
Развивающие :
1. Развивать цветоощущение, фантазию, творческое воображение в применении ранее усвоенных способов рисования.
2. Научить детей представлять прошлое и умение мыслить образами и логически.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; знает имена богатырей Русских; знаком с традициями защиты Отечества; связано, последовательно и выразительно составляет небольшой рассказ; выражает положительные эмоции при прослушивании аудио записи и просмотре картин.
Материалы и оборудование:
медиа и аудио-оборудование;
презентация «Русские бргатыри»;
листы с эскизами, чистые листы для рисования, карандаши простые и цветные, краски, кисти, салфетки, емкость для воды, поролоновые губки, палитра;
картина В. Васнецова «Богатыри». Иллюстрация с изображением
богатырей, макеты лука и стрел, щита, меча. Аудиозапись фрагмента «Богатырской симфонии» Бородина. Бумага для рисования, гуашь, кисточки разной толщины, баночки с водой и стаканчики для кистей, палитра, салфетки для вытирания кисточек, мольберты
Предварительная работа:
Чтение сказок и былин:
1. Соловей-Разбойник
2. Змей-Горыныч
3. Алеша Попович и Тугарин Змей
4. Никита Кожемяка
5. Финист - Ясный сокол
Прослушивание аудиозаписей песни «Богатырская сила»; былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; запись музыкального произведения Бородина «Богатари».
На занятиях по ИЗО познакомить со схемами рисования пропорций человека.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Звучит песня «Богатырская наша сила» с постепенным увеличение звука
Воспитатель: слышите, ребята, кто это там поет? Правильно – это песня богатырей.
Воспитатель достает из сундука лук со стрелами, щит и меч.
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (перечисляют)
Давайте представим, что эти предметы могут разговаривать, как в сказке. Что эти предметы могли бы нам рассказать? Кому могли принадлежать эти вещи? Кому они служили? Для чего они были нужны?
- Да, эти вещи принадлежали богатырям. А какие они? (смелые, храбрые, ловкие, сильные).
- Эти вещи принадлежали богатырям, которые в древние времена защищали нашу землю. А земля наша раньше называлась Русью. На неё часто нападали враги и грабили народ, уводили людей в полон, разоряли и сжигали земли, города и деревни.
1 слайд: иллюстрации богатырских сражений.
В сказках-былинах образ врага изображался в виде Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Соловья Разбойника, Тугарина Змея. И бились с ними русские богатыри не на жизнь, а на смерть, не жалея живота своего и не ведая пощады врагу.
Послушайте, как об этом говорилось в былинах:
Ребенок в костюме богатыря читает отрывок из былины:
«А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагу по нашей земле,
Не топтать им конями нашу землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шолохнется!»
Воспитатель: Да, богатыри были сильными и храбрыми, как вы сказали, ребята – смелыми. У них было и оружие: лук, меч, стрелы, булавы, палицы и добрые кони. Но, ребята, чтобы побеждать врага нужно еще очень любить Родину, землю Русскую.
- Давайте представим себя богатырями и сделаем разминку, чтобы быть такими же как они – сильными и ловкими.
Физкультминутка «Мы богатыри» :
Дружно встали: раз, два, три!
Мы теперь – Богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставьте ноги
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево-вправо:
Получается на славу!
2 слайд: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: А теперь посмотрите, как изобразил богатырей художник В. Васнецов. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины «Богатыри» : на могучих конях сидят богатыри.
В центре Илья Муромец, всматривается из-под ладони вдаль: «Не видно ли врага? Не горят ли пожаром сёла?»
Слева, на белом коне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен чтобы успеть сразить врага.
Справа, на рыжем коне сидит Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. На боку у Алёши Поповича колчан. Он склонил голову на плечо, как бы прислушивается – не слышно ли топота вражеской конницы?
Воспитатель: Могли ли такие богатыри защитить землю Русскую? (дети отвечают).
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте как в музыке композитор Бородин отобразил богатырскую тему. Во время прослушивания музыкального отрывка представьте себе своего богатыря. Дети внимательно слушают произведение.
После прослушивания отрывка дети садятся за столы.
Воспитатель: а вы, ребята, смогли бы изобразить богатырей для нашей книги «Защитники земли Русской». Дети отвечают.
Воспитатель: вспомните, какие техники рисования вы можете использовать в своем рисунке?
Дети отвечают:
кольчугу - рисование пальцем;
волосы, бороду богатырей или траву - торцевание кисточкой;
облака на небе – поролоновой губкой и т. д.
Воспитатель: каждый может попробовать нарисовать богатыря используя уже готовые эскизы или продолжить свои уже начатые работы, дополнить их новыми деталями (обогатить содержание рисунка) или нарисовать рисунок «с чистого листа».
Рефлексия:
Воспитатель:
- расскажите как называли воинов в древней Руси?
- назовите из каких частей состоит одежда богатыря?
- кто помнит названия оружия?
- предложить детям рассказать о своем герое.
Впоследствии, рассказы и рисунки детей можно объединить в книгу «Защитники земли Русской».