Ильсияр Зайнуллина
Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Войлок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников к валянию через приобщение к традициям народной культуры.
Задачи образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) :
- познакомить воспитанников с ремеслом валяния из шерсти и изготовлением войлока и валенок;
- закрепить знания воспитанников о домашних животных;
- воспитать уважение к традициям башкирской и русской национальной культуры и труду народных мастеров.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию на тему „Войлок“» размещена в разделах
Художественное творчество:
- познакомить с технологией художественного валяния из шерсти способом «Сухое валяние»;
- формировать творческие способности в процессе создания изделий из шерсти.
Безопасность:
- способствовать развитию осторожности и осмотрительности во время игры «Юрта».
Здоровье:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать массажу ладоней.
Труд:
- развивать навыки работы с шерстью во время изготовленияоткрытки
- воспитывать трудолюбие и усидчивость.
Коммуникация:
-использовать в речи уменьшительно – ласкательные суффиксы:
-еньк, -оньк, -ечк, -очк, -ушк, -юшк;
- обогащать речь воспитанников словами: войлок, валяние, елян, омя, юрта, пимы, катанки, чесанки.
Социализация:
- воспитывать у воспитанников навыки сотрудничества: договариваться, оказывать помощь;
- вызвать радость от результатов выполненной работы.
Физическая культура:
- развивать двигательную активность, внимательность быстроту реакции в игре «Юрта».
Мотивация: личная заинтересованность.
Предварительная работа:
- беседа с воспитанниками на тему : «Домашние животные», «Башкирская культура», «Русская культура»;
- загадывание загадок о домашних животных, одежде и обуви;
- рассматривание иллюстраций «Башкирская юрта», «Русские валенки»;
- разучивание игры «Юрта»;
- чтение сказки «Овечка Руна»;
- изготовление бус способом «Мокрое валяние».
Материал и оборудование:
- ноутбук, проектор, слайды на тему : «Войлок»; видеофильм «Музей «Русские валенки»
- магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Валенки», «Звуки курая»;
- 3 башкирских платка для игры «Юрта»;
- оформление зала «Башкирская юрта»;
- сундук, ножницы для стрижки овец, носки шерстяные, варежки, шарф;
- разноцветная овечья шерсть;
- салфетки по количеству воспитанников;
- поделка из дерева «Птица счастья»;
-клейстер;
- картонная бумага формата А5 по количеству воспитанников.
Методы и приемы:беседа, вопросы к воспитанникам, загадывание загадок про овцу и валенки, башкирская народная игра «Юрта», показ слайдов о войлоке, просмотр видеоролика «Музей «Русские валенки», показ способа изготовления цветка способом «Сухое валяние».
Ход ООД
I часть.
Воспитатель собирает вокруг себя воспитанников
Воспитатель. Дети, я рада вас видеть. Посмотрите, в руках у меня «Птица счастья», сделанная народными умельцами. Передавая птицу друг- другу, скажите доброе слово и назовите ласково имя рядом стоящего друга.
Воспитанники называют ласково имена друг друга.
Воспитатель. Молодцы, вы много приятных слов сказали друг-другу и передали тепло своего сердца и всем стало приятно и радостно на душе!
Воспитанники садятся на стулья
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:
Ходят модницы за речкой,
Кудри белые колечком,
Азимой из их кудряшек,
Бабушка носочки вяжет.
(слайд 1)
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Правильно – это овцы. Они дикие или домашние животные?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Правильно! Овцы стали домашними примерно 10 тысяч лет назад. Их дикими предками были муфлоны. Они очень сильные и быстрые животные и живут в горах.
(слайд № 2)
Воспитатель. Чем питаются овцы?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Молодцы, правильно – овцы травоядные животные. Какую пользу для человека приносят овцы?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Для многих народов, особенно киргизов, казахов, калмыков и конечно же башкир, овечья шерсть приносила много пользы.
(слайд №3)
Посмотрите, это башкирская юрта, давайте заглянем в нее.
II часть.
Под звуки курая открывается занавес. Зал убран под башкирскую юрту.
Воспитатель обращает внимание воспитанников на сундук.
Воспитатель. В каждой башкирской юрте был вот такой сундук. В нем хранились самые нужные вещи. Давайте посмотрим, что хранится в этом сундуке.
Воспитатель открывает сундук и достает ножницы для стрижки овец.
Воспитатель. Прежде всего, овцу нужно было подстричь. Стригли овцу вот такими специальными ножницами. Их руками трогать нельзя, так как они очень большие и острые. После стрижки получали вот такую шерсть.
Воспитатель показывает шерсть.
Воспитатель. Из шерсти пряли пряжу, при помощи прялки и веретена.
Воспитатель показывает прялку.
Воспитатель. Из пряжи вязали носки, варежки…
Воспитатель показывает вязаные шерстяные носки, варежки.
Воспитанники садятся на стулья.
Воспитатель. Из овечьей шерсти башкиры валяли войлок.
Воспитанники повторяют слово «войлок» индивидуально и хором.
Это теплый, плотный шерстяной материал. Им покрывали юрту, чтобы зимой было тепло, а летом -прохладно. Войлоком застилали пол, на войлоке спали, из войлокашили одежду.
(слайд №4)
Посмотрите на картину – это башкирская мужская шерстяная одежда «Елян».
Воспитанники повторяют слово «Елян» хором и индивидуально.
Одному человеку валять войлок было очень тяжело, поэтому в дом приглашали соседей, родственников и устраивали «Омя». Войлок валяли в основном женщины, раскладывали на пол шерсть, сбрызгивали горячей водой и аккуратно свертывали на скалку и катали с силой надавливая на шерсть.
(слайд №5)
Валяние войлока стало настоящей башкирской народной традицией. Во время работы пели песни, а после работы танцевали и играли в разные игры.
(слайд №6,7)
Давайте мы тоже поиграем в игру «Юрта». Правила игры вы уже знаете, но я хочу вам напомнить о том, что бегать по кругу нужно в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга. Победит та команда, которая правильно и быстро построит юрту.
Проводится башкирская народная игра «Юрта».
Звучит русская народная мелодия «Валенки».
Воспитатель. Снами на связи столица нашей родина Москва.
Воспитатель включает проектор.
Аленушка. Я приветствую город Октябрьский! Здравствуйте ребята, меня зовут Аленушка. Отгадайте загадку:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром - в садик, вечером – домой!
Что это?
Ответы воспитанников.
Аленушка. Правильно, ребята, конечно же это валенки – русская национальная обувь. Еще их называют пимы, чесанки, катанки. Видите, сколько ласковых названий дал русский народ этой обуви.
Валенки – теплые, натуральные и очень полезные.
Валенки валяют из овечьей шерсти. Сейчас я вас приглашаю на экскурсию в музей «Русские валенки» и вы сами увидите и узнаете как валяют валенки.
Приятного вам просмотра, а я с вами прощаюсь. До свидания!
Воспитанники. До свидания!
Просмотр видеофильма «Музей «Русские валенки».
Воспитатель. Мы с вами посмотрели репортаж из музея «Русские валенки. Скажите, из чего валяют валенки?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Как называется машина для изготовления войлока?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Какие ласковые названия дал русский народ валенкам?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Какие валенки вам больше всего понравились?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Молодцы, дети, вы внимательно смотрели репортаж.
III часть.
Воспитатель. На прошлом занятии вы научились валять из шерсти бусы. Как называется способ валяния бус?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. У вас получились замечательные бусы! Я даже организовала выставку, чтобы все полюбовались вашими изделиями. Сегодня мы с вами будем валять шерсть другим способом, который называется «сухое валяние». Хотите научиться?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Проходите в нашу мастерскую.
Воспитанники садятся за столы.
Воспитатель. Скоро праздник 8 Марта, мы для мам и бабушек сделаем красивые поздравительные открытки с цветком.
Цветок мы сделаем способом «Сухое валяние».
Необходимо взять достаточное количество шерсти и катать между ладонями до тех пор пока не получится клубок. Получившему клубку необходимо придать форму лепестка и приклеить на открытку.
Воспитанники самостоятельно изготавливают цветок способом «Сухое валяние».
IVчасть.
Воспитатель. Молодцы, какие красивые открытки у вас получились. Воспитатель. Давайте устроим выставку и рассмотрим их.
Воспитанники относят работы на выставку.
Воспитатель. Чья работа вам больше всего понравилась?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Почему?
Ответы воспитанников.
Воспитатели. Из какого материала сделали поделки?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Каким способом вы изготовили цветы на открытке?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Молодцы ребята! Я думаю вашим мамам очень понравятся ваши открытки. Вы сегодня замечательнопотрудились, Сейчас давайте уберем рабочие места.