Надежда Сергеевна Кудрявцева
«Путешествие по зимнему лесу». Конспект ОД по познавательному и речевому развитию для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область
• «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Физическое развитие»
Цель: Формирование представлений о зиме, о признаках и приметах зимы, наполнять словарный запас у детей, расширить знания о жизни диких животных и птиц зимой.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обогащать и систематизировать представления детей о зимующих птицах, диких животных, обобщать представления детей о признаках зимы (зимой идет снег; солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты).
2. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность.
3. Обогащать активный словарь (корм, кормушка, холодно, голодно, приглашение, путешествие); способствовать развитию связной, грамматически правильной речи.
4. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки; способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
5. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развивающие:
1. Развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей Второй младшей группы.
2. Способствовать развитию речевого слуха.
3. Способствовать приобретению опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях: доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, заботливое отношение к окружающему миру природы.
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе в зимний период, беседы о характерных признаках зимы, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, беседы о деревьях, животных и птицах зимой, просмотр мультфильмов на зимнею тематику.
Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме.
Взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме «Зимушка-зима» – рекомендации, как одевать ребенка в зимний период времени, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком на улице зимой по дороге домой.
Планируемые результаты ООД:
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок следует правилам в разных видах деятельности, соблюдает правила безопасного поведения в лесу; ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Материалы и оборудование:
- Ноутбук,
- Компьютерная презентация,
- Макеты лиственных деревьев,
- Искусственные елочки,
- Магнитно-маркерная доска,
- Избушка Лесовичка,
- Кормушка для птиц,
- Крошки хлеба, семена подсолнечника, ягоды рябины,
- Раздаточный материал для дидактической игры «Найди пару»,
- Телефон,
- Веточки березы, черемухи,
- Ваза,
- Корзина для теплых вещей,
- Аудиозаписи звуков ветра, скрипа снега, шума леса, зимней музыки,
- Имитированные сугробы, дорожки, замерзшая лужица.
Путешествие в зимнюю сказку.
Вход музыку. (Установление эмоционального контакта).
Воспитатель: Ребятки, к нам сегодня пришли гости. Давайте, мы их поприветствуем.
Приветствие «Здравствуйте».
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок.
Здравствуйте, детишки –
Девчонки и мальчишки.
Здравствуйте, гости,
Мы вас всех приветствуем!
Воспитатель: Детки! Наступило волшебное время года!
Снег идет,
Под белой ватой.
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята —
Снова к нам пришла … (Зима)
Воспитатель: Зима – это одно из самых красивых времен года! Какая же она, зима?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли вы сказали?
Зимний пейзаж (иллюстрации1,2,3,4)
Воспитатель: как красива зимняя природа! (1)
В морозный день небо ярко-синее; ели, сосны в инее. (2)
На земле, на деревьях лежит снег. Он белый, холодный, блестящий, пушистый! (3)
Зимой солнышко светит, но не греет. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Природа будто засыпает. (4)
Падает снег. (иллюстрации5)
Воспитатель:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(И. Суриков).
Снегопад. (иллюстрации6)
Воспитатель: когда с неба падает много снежинок — это называется снегопад. В безветренную погоду они падают на землю спокойно, укрывая землю пушистым белом одеялом.
Вьюга. (иллюстрации7)
Воспитатель: но стоит подуть ветру, как поднимается снежная вьюга, оставляя после себя сугробы.
Воспитатель: Ребята, а как воет вьюга?
Дети: у-у-у-у-у-у-у.
Снежинки. (иллюстрации8)
Воспитатель: Снег состоит из множества снежинок. Вот какие они красивые, если на них посмотреть близко-близко.
Заснеженный лес. (иллюстрации9)
Воспитатель: Деревья сбросили свои листочки, нарядились в белоснежные шубы и уснули до весны. Снег защищает их от замерзания.
Замерзшая речка. (иллюстрации10)
Воспитатель: зимой в реках, прудах и озерах замерзает вода, образуется лед.
Животные меняют шубки. (иллюстрации11)
Воспитатель: С приходом зимы некоторые животные меняют свои шубки на теплые, пышные. Шерсть у них становится более густой, поэтому они в холода не мерзнут.
Зимняя спячка. (иллюстрации12)
Воспитатель: Другие звери всю зиму спят. Перед этим они утепляют свои норки, много кушают и накапливают жир, это позволяет им пережить трудные дни.
Птицы зимой.
Воспитатель: Зимующие птицы не улетают в теплые края. Для них наступило самое трудное время года. Им холодно и голодно. Поэтому зимой птиц обязательно нужно подкармливать ягодами рябины, семенами, зернышками, крошками хлеба.
Давайте мы немножко отдохнем и покажем, как живется зимой в лесу.
Физкультминутка.
В лесу по снегу скачет зайка. Прыгаем.
И летает птичек стайка. Машем руками, как крыльями.
Вот лисичка за кустом. Руки на пояс, вертим «хвостиком».
Там в дупле бельчонка дом. Встаём на носочки, поднимаем руки вверх.
И по следу волк бежит. Бегаем на носочках.
А медведь в берлоге спит. Приседаем, «спим».
Звонит телефон. Воспитатель снимает трубку.
Воспитатель: АЛЛО! Здравствуйте!
Лесовичок: Здравствуйте. Это город Искитим? Детский сад? Группа «Звездочки»? Наконец-то я до вас дозвонился. Меня зовут Лесовичок. Наступила зима, в лесу стало холодно. У меня к вам большая просьба, пожалуйста принесите мне, тёплые вещи для лесных жителей. Буду очень рад встрече с вами!
Воспитатель: Ой, ребятки, поможем Лесовичку? Отправимся в зимний сказочный лес?
Дети: Конечно, поможем!
Воспитатель: Только там морозно. Как нам нужно одеться для путешествия?
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам).
Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами).
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой).
И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи).
Воспитатель: Молодцы, все оделись. А теперь нам нужно взять теплые вещи для лесных жителей. Для этого необходимо разложить все по порядку.
Дидактическая игра «Найди пару»
Дети подходят к столу, на котором разложены варежки, носки, шарфики, шапочки. Их пары висят на магнитно-маркерной доске. Детям по очереди предлагается подобрать пару к рукавичке (носку, шапке, шарфику) и сказать, какого она цвета, какая геометрическая фигура изображена на ней.
Затем 2 ребенка подходят и собирают все в корзинку.
Воспитатель: Ну что, готовы?
Дети: Готовы.
Физкультминутка.
Вот и все мы собрались,
В лес отправились. – Ходьба.
По сугробам мы идем,
Ноги поднимаем,– Ходьба с высоким подниманием бедра.
А по льду легко-легко
Тихонечко шагаем. – Ходьба на носках.
Вот снежинки полетели,
Под ногами захрустели. – Ходьба на пятках.
Деревья змейкой обойдем,
К лесной полянке мы придем. – Ходьба змейкой.
Вот и наш зимний лес–
Он полон сказок и чудес. – Ходьба.
Воспитатель: Как здесь красиво! Снег блестит, хрустит под ногами. Деревья укутаны снегом как покрывалом. А посмотрите, какая избушка стоит вдалеке! В ней живет Лесовичок. Он охраняет лес и его жителей.
Ой, взгляните, перед нами две дорожки. Какие они? Правильно, узкая и широкая. А по какой мы с вами пойдем? (Ответы детей) Мы пойдем по широкой тропе, потому что она приведет нас прямо к домику Лесовичка. А узкая тропка уходит в другую сторону.
Медленно идем по широкой дорожке.
А сколько вокруг деревьев. Здесь и береза, и ели, и осинка.
Обратите внимание, на деревьях нет листьев. Почему?
Дети: потому что зима, в это время листьев на деревьях не бывает.
Воспитатель: А куда же они исчезли?
Дети: осенью опали, лежат под снегом.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, сколько веточек лежит на снегу, давайте их соберем.
Дети собирают веточки и идут дальше.
Воспитатель: вот и домик Старичка – Лесовичка. Аня, постучи в окошко.
Постучали, из домика выходит грустный Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель с детьми: Здравствуй, Лесовичок! Мы принесли теплые вещи для тебя и лесных жителей. Возьми, пожалуйста.
Лесовичок: Спасибо Вам, друзья. Ох-ох-ох.
Воспитатель: почему ты грустный? Что случилось?
Лесовичок: Не все ладно в моем лесу. Кто-то обломал и раскидал веточки с деревьев.
Воспитатель: Не переживай, мы все собрали и принесли тебе.
Лесовичок: Спасибо! Зимой деревья живые, но они засыпают, отдыхают, набираются сил, чтобы весной вновь расцвести. А вы хотите увидеть, как веточки оживают?
Дети: Хотим!
Лесовичок: Для этого их нужно занести в тепло и поставить в воду. Через некоторое время вы увидите, что на ветках сначала набухнут почки, а позже появятся листочки.
Воспитатель берет вазу, ставит в нее веточки и говорит: Смотрите, какой чудесный букет у нас получился! Мы возьмем его в группу и будем ухаживать за ним.
Лесовичок: (грустно) Ох, ребятки, спасибо вам.
Все звери приготовились к трудным временам, раздобыли себе припасы. А вот птичкам, которые остались зимовать, трудно найти корм. Как им тяжело! Не могли бы вы помочь мне наполнить кормушку для птиц?
Воспитатель: можем помочь?
Дети: Да.
Лесовичок: напомните, пожалуйста, что едят птицы зимой. Чем мы можем их покормить?
Дети: Они едят хлебные крошки, зернышки, ягодки, семечки.
Лесовичок: У меня все это есть! Только налетел ветер и все перемешал. Давайте разложим лакомство для лесных жителей по тарелочкам.
Ягоды рябины для снегиря – в синюю тарелку,
Семечки подсолнечника для синицы – в зеленую,
А хлебные крошки для воробья – в желтую.
Дети все вместе подходят к столику и раскладывают корм по тарелочкам.
Какие вы молодцы, справились и с этим.
Воспитатель: Это все потому, что наши детки очень дружные, ловкие и умелые!
Как мы сегодня потрудились!
Пальчиковая гимнастика:
Мы сегодня на опушке Ритмичные удары кулак о кулак.
Корм насыпали в кормушку. Пальцы щепоткой - «насыпаем корм».
Для щеглов и для синичек,
Соединять большой палец левой и правой руки с
другими пальцами рук.
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки Погрозить указательным пальцем.
Зерна, семечки и крошки. Загибание пальцев левой руки с помощью
указательного пальца правой руки.
Прилетайте на опушку, Взмах руками вверх-вниз.
Угощенье ждет в кормушке. Показывают ладони обеих рук, слегка
наклоняя корпус вперед.
В это время Лесовичок вешает кормушку и берет за ширмой корзинку с угощением для детей.
Лесовичок: Смотрите, лесные жители приготовили для вас гостинцы.
Воспитатель: Давайте поблагодарим Лесовичка и скажем ему: «СПАСИБО»! (хором)
А наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад и пробовать угощение. До свидания!
Физкультминутка:
С лесом нам пора прощаться, Ходьба и прощальный взмах рукой
В детский садик возвращаться,
Холодно в лесу зимой, Ходьба и руки крест-накрест
Нам уже пора домой.
Тропка змейкой под ногами Ходьба змейкой.
Мы домой вернемся с вами.
В это время Лесовичок закрывает домик шторой.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ой, ребятки, смотрите, мы вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу?
Где же мы были?
А с кем познакомились?
Какое настроение вы принесли с собой? (Ответы детей о своих впечатлениях)
Дети: Хорошее! Хлопают в ладоши.
Воспитатель:
Всем спасибо за внимание!
Говорим вам «До свидания!»