Светлана Воротникова
Конспект ООД по познавательно –исследовательской деятельности «Осенняя пора-птица со двора» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция ОО: «Художественно - эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Осенняя пора – птица со двора».
Форма проведения: традиционная.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по познавательно –исследовательской деятельности „Осенняя пора-птица со двора“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе. Расширять словарный запас через участие в беседе, восприятие произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.
Развивающие:
Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры. Развивать образное мышление, воображение, слуховое внимание, память. Побуждать детей разгадывать загадки, опираясь на характерные признаки объекта, изображенные на модели; классифицировать предметы по заданному признаку на слух.
Воспитательные:
Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время самостоятельной работы в подгруппе.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Формы реализации детских видов деятельности : разгадывание загадок, беседа, физминутка, дидактическая игра, слушание рассказа, ответы на вопросы, подвижная игра.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, мольберт, картина с изображением перелетных птиц на фоне осеннего пейзажа, изображения способов перелета птиц.
Ход ООД.
1. Вводная часть (мотивация).
-Ребята, посмотрите на экран. Что нарисовано в четырёх квадратах? (два крыла и две ноги; перо; клюв; яйцо)
- Ребята, посмотрите, что изображено на этих картинках-моделях, и назовите тему нашего занятия.
-О ком идёт речь?
-Вы правы, дети, тема нашего занятия - «Птицы».
2. Основная часть.
1)Беседа о птицах.
-Ребята, давайте посмотрим на картину. Какое время года? Кого художник изобразил на фоне осеннего пейзажа?
-Ребята, есть такая народная примета «Осенняя пора птица со двора». Посмотрите на картину и скажите, какой признак осени вы видите на ней. (Птицы улетают в теплые края)
- Вспомните, как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные птицы)
-А какие птицы улетают первыми и почему? (Первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми, потому что насекомые прячутся глубоко или погибают с наступлением холодных дней и ночей)
-Птицы, которые едят насекомых, называются насекомоядными. Давайте вместе скажем «насекомоядные». Дети, а какие птицы отправляются на юг последними?
(Последними улетают водоплавающие птицы. Они улетают, когда начинает замерзать вода в водоемах, когда наступают первые заморозки)
2)Игра «Четвертый лишний»
-Я буду называть птиц, вы внимательно послушайте и скажите, какая птица лишняя, и объясните, почему вы так думаете.
Журавль, лебедь, утка, ласточка. (Ласточка насекомоядная)
Стриж, грач, кукушка, лебедь. (Лебедь — водоплавающая)
Скворец, жаворонок, ласточка, сорока. (Сорока зимующая)
Трясогузка, воробей, синица, дятел. (Трясогузка — перелетная)
Физминутка.
-А теперь мы превратимся в птиц и полетаем (дети бегают по группе размахивая руками потом возвратиться на стулья)
- Птицы летают по-разному: косяком, клином, сплошным фронтом, стайкой. Первым летит вожак — это самая выносливая, опытная и сильная птица. За ним летят другие сильные птицы, которые смогут подменить вожака, когда он устанет. Курлычут те птицы, которые летят последними, более молодые, чтобы подать вожаку знак, что они не отстают. Чаще клином летят журавли они поднимаются на высоту 1000 метров над землей, а косяком — гуси и утки — они летают пониже. Почему косяком и клином? Первыми, как я уже сказала, летят сильные птицы. Они машут крыльями, и воздух, огибая птицу, создает такой воздушный поток, который позволяет следующей птице меньше махать крыльями. Так птицы экономят силы друг друга.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Дети стоят врассыпную на одном конце групповой комнаты это «птицы». На другом конце — стулья, диванчик, те предметы, на которые дети могут присесть. По сигналу воспитателя «Птицы улетают!» «птицы летят, расправив крылья». По сигналу «Буря!» - «летят» и садятся на стульчики «скрываются от бури». По сигналу «Буря прекратилась!» «птицы летают».
Продолжительность игры — 3—5 минут. По окончании игры дети садятся на стулья.
-А есть птицы-гости, их еще называют кочующими.
Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного Севера. Наши зимние гости — это чечетки, свиристели, клесты, снегири. (Выставляет на мольберт картинки с их изображением.) В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть. Свиристели и снегири лакомятся рябинкой, клесты шишками, а чечетки - семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке Николая Сладкова «Курорт „Сосулька"». «Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
- Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт. Пальмы, бананы, жарища! И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока!
- На какой, на какой — на обыкновенной!
- Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – полосе. Вот мы, например, к вам зимовать как у вас в средней курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они Свиристель и Снегирь и они Пуночка и белая Куропатка.
- Что-то я вас не пойму толком! - удивляется Сорока. Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег - и у нас снег, у вас мороз и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе! Но Свиристель не согласен:
- Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов. И белая куропатка не согласна:
- Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
- В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь! И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
-Век живи, век учись! - Выходит, мне не плакать удивляется Сорока. надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
-Так-то, Сорока! А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках,- от них пока ни слуху ни духу».
4)Беседа по прочитанному.
-Дети, чем понравились гостям наши края? (У нас теплее и вкуснее)
-Ребята, разгадайте загадки.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам ныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
Коноплю ворует. (Воробей)
2. Хоть я не молоток,
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
3. Желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется…Синица.
4. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее! (Сорока)
-Каким одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие)
-Зимующие это те птицы, которые никуда не улетают. А знаете почему?
-Эти птицы знают, что люди им помогут перезимовать. А как мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки и повесить их на нашем участке)
3. Итог (Рефлексия).
-О ком мы сегодня говорили? Какие бывают птицы? Почему улетают на юг? Какие птицы улетают первыми? Последними? Что вам особенно понравилось на занятии? Что было для вас интересным?