Елена Развозжаева
Конспект ОД по пожарной безопасности «Осторожно — огонь! Правила пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осторожно – огонь! Правила пожарной безопасности»
Для детей старшей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Цель: Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по пожарной безопасности „Осторожно — огонь! Правила пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи: Закрепить знание детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара. Познакомить детей с правилами поведения в задымлённом помещении. Формировать практические навыки действий в случае пожара. Совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций; творческие способности.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; послушание, дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности; уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа.
Серия бесед о правилах пожарной безопасности, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, плакатов.
Демонстрационный материал: карточки для игры «Огонь – друг и враг», плакаты «Правила пожарной безопасности для дошкольников», «Правила поведения при пожаре для дошкольников»; плакат «При пожаре звонить 0-1», макет «Пожарный щит», иллюстрации «Пожарный», «Пожарная техника», игрушечная пожарная машина; средства пожаротушения: вода, песок, снег, земля, одеяло, огнетушитель; наборы цифр «01», «112».
Словарная работа: пожарный рукав, огнетушитель, пожарный щит, лом.
Методические приёмы: показ плакатов, рассматривание сюжетных картинок, составление правил по картинкам, малоподвижные, дидактические и развивающие игры, поиск средств пожаротушения, вопросы поискового характера к детям, создание проблемных ситуаций, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок, поощрение, оценка детских ответов.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход ОД
Воспитатель.
Посмотрите, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.
- Здравствуйте.
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
Воспитатель. Правильно, это огонь. Сегодня мы поговорим с вами об этом. Польза и вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться.
Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Но, когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
- Где вы видели огонь? (Огонь костра, на газовой плите, огонь свечи, пламя горящих в печи поленьев). Огонь – это хорошо или плохо? Огонь – это и хорошо и плохо.
Игра «Огонь – друг, огонь – враг».
Детям предлагаются карточки с изображениями ситуаций, где огонь – друг и враг. Дети делятся на две команды. Одной команде предлагается выбрать карточки, где огонь приносит пользу, другая команда выбирает карточки с изображениями тех ситуаций, где огонь приносит несчастье.
Огонь друг: Огонь даёт тепло. Свет. На огне готовят пищу. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Плавит сталь и хлеб печёт.
Огонь враг: при неосторожном обращении с огнём может возникнуть пожар, и дома, и в лесу; можно обжечься и т. д. Давайте с вами поиграем в игру.
Игра малой подвижности «Жар - Огонь».
Один из детей изображает Огонь, у него в руках султанчики красного цвета. Он выходит из своего жилища-очага, ходит в обозначенном круге и говорит: «Я – Жар Огонь, меня не тронь!»
Дети хотят по кругу и спрашивают: «Ты зачем ушел из очага, превратился в нашего врага?» (в руках держат султанчики синего цвета)
После слов «Я Огонь – ваш друг и враг. Со мной не справиться никак.» Огонь начинает шипеть и махать султанчиками. Дети машут султанчиками синего цвета и говорят
Мы зальём водой весь жар,
Не случился чтоб пожар.
В это время Огонь присаживается, превращается в потухший «уголёк».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посетить Музей пожарной безопасности.
Проходите, встаньте так, чтобы вам было всем хорошо видно. Посмотрите, на этой картине изображён древний человек. В древние времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать». Постепенно они привыкли к огню и научились его использовать. Они поняли, что огонь- это свет, тепло и защита от врагов. Но иногда огонь вырывается из-под власти человека, и тогда случаются страшные беды: он поджигает жилища, людей, животных.
А что же может стать причиной пожара? Для этого мы пройдём в следующий зал нашего музея (дети подходят к магнитной доске, на которой находятся картинки предметов и ситуаций причины пожара)
Игра «Назови причины пожара»
(Шалости со спичками, зажигалками, свечками, не затушенные окурки сигарет, неисправные электроприборы и электрические провода, невнимательное обращение с утюгами, электроприборами, бенгальские огни, петарды, неисправная электропроводка и т. д.)
Воспитатель: Перед вами сюжетные картинки, рассмотрите их и составьте по ним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды- Пожара. Кто хочет рассказать о том, что может стать причиной пожара (дети по очереди берут указку, выбирают любую картинку и называют причину пожара)
-нельзя играть спичками дома;
-нельзя включать газ, если рядом нет взрослых;
-нельзя сушить бельё над открытым огнём;
-нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы;
-нельзя зажигать свечи на ёлке;
-нельзя зажигать костры детям;
-нельзя оставлять непогашенные костры;
- нельзя оставлять включенным утюг;
- нельзя вставлять предметы в розетку;
- нельзя детям зажигать петарды.
Воспитатель: Очень хорошо, что вы все знаете причины пожара. А теперь, чтобы закрепить эти правила я предлагаю вам поиграть в игру «Топаем – хлопаем»
Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы хлопаете, а если названные действия могут привести к пожару – топайте:
-рисование (хлопают);
-чтение (хлопают);
-поджигание бумаги (топают);
-пение (хлопают);
-лепка из пластилина (хлопают);
-игра с зажигалкой (топают);
-зажигание свечки (топают);
-чтение стихотворений (хлопают);
-игра в мяч (хлопают);
-поджигание сухой травы (топают);
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя (хлопают)
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны и не ошиблись.
Ребята, а чем можно потушить огонь? Найдите в группе средства пожаротушения. (Дети выставляют на отдельный стол песок, землю, воду, одеяло, огнетушитель).
- Что нельзя тушить водой? (Электроприборы).
- Такие средства пожаротушения называются подручными. Почему, как вы думаете? (Ответы).
- Во всех учреждениях: магазинах, детских садах, на заводах есть специальное оборудование, пожарные посты. Давайте подойдём с вами к макету пожарного щита у нас в группе. Какое оборудование вы видите на пожарном посту? (ящик с песком, лопата, лом, вёдро, огнетушитель, пожарный рукав) Что делают каждым из этих предметов? А какие средства и где вы видите в нашем детском саду? (огнетушители, есть и пожарный щит с таким же оборудованием, как и на картинке). По какому номеру можно вызвать пожарных?
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать физ. минутку.
Физкультминутка
Спички опасны
Их ты не тронь (грозят пальчиком)
Сразу появится
Яркий огонь (поднимают руки вверх и шевелят пальчиками)
Вначале маленький, (присаживаются, руки перед собой)
А потом большой, большой (встают, поднимают руки вверх и шевелят пальчиками)
Залей его быстро – быстро водой (машут кистями рук)
Воспитатель: Ребята, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьётся дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живёт». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымлённом помещении? (Ответы). Давайте рассмотрим с вами плакат «Правила поведения при пожаре для дошкольников»
- Если помещение заполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т. к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую
ткань. Внизу ядовитого газа меньше.
Воспитатель: Ребята, представьте, что в квартире возник пожар, а вы там одни без взрослых, что делать? (Вызвать пожарных по номеру 01 или 112, плотно захлопнуть дверь в квартиру и бежать на улицу.)
Сейчас Света нам об этом расскажет стихотворение.
Если же стряслась беда СВЕТА
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда,
Действовать умело!
Если близко телефон,
И тебе доступен он.
Нужно “01” набрать,
И пожарных вызывать.
Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь кто? (Пожарные)
Кто такие пожарные? (Люди, которые тушат пожар, спасают других людей, их вещи, животных). Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто на ней изображён? Что особенного вы заметили? Зачем нужен специальный костюм пожарному? Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Костюм защищает пожарного от огня. А что на голове у пожарного? А для чего пожарному противогаз?
Вы все правильно сказали: на голове у пожарного каска, она защищает его от огня. А противогаз защищает от дыма.
Когда случается пожар – это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный.
Ответы детей: Смелым, Выносливым, Храбрым, Отважным, Сильным, Умным, Мужественным.
Воспитатель: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Ответы детей: «01».детям раздаю наборы цифр и предлагаю выложить номер «01» в парах и номер «112»
Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Ответы детей: домашний адрес, ФИО, что горит.
Ребята, посмотрите и скажите, какая техника помогает пожарным бороться с огнём.
(пожарная машина, самолёты, вертолёты, корабли) Почему пожарная машина красная? (чтобы её было видно издалека и другие машины пропускали)
Итог. Сейчас мы повторим правила пожарной безопасности в игре «Продолжи стихотворение»:
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с (огнём)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что должны вы предпринять?
Сразу спички те (отнять)
Раскалился если вдруг,
Электрический утюг,
Что здесь нужно сделать, детки?
Вынуть вилку из (розетки)
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его (водой).
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шалить (нельзя)
Если вдруг пожар возник,
Ты звонить обязан вмиг,
Знает каждый гражданин,
Часть пожарных- (01).
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня беседовали? Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного, сделанного и увиденного сегодня?
(Нужно знать Правила Пожарной безопасности, чтобы не допустить пожара).
- Нельзя играть с пожароопасными предметами.
- Нужно правильно и быстро действовать в случае пожара.
- Нужно уважать труд пожарных. И т. п.)
А сейчас Вова нам расскажет стихотворение
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
Воспитатель: А сейчас мы споём песню, про пожарную безопасность.
Песня Клары Макаровой «Спички не игрушка»
1. Огонь бывает добрым,
Огонь бывает злым.
И каждый должен помнить,
Шутить опасно с ним.
ПРИПЕВ:
А главное, а главное,
Должны все дети знать.
Что спички детям не игрушка-
Их не надо брать!
2. На даче и на речке,
У дома во дворе.
Здесь много интересных
Занятий детворе.
ПРИПЕВ:
3. Давайте эту песню,
По чаще распевать.
И про её советы
Не будем забывать.
ПРИПЕВ:
Воспитатель: Ребята, я думаю, что вы очень хорошо запомнили все правила пожарной безопасности и никогда не допустите, чтобы случился пожар.
И сейчас я хочу вручить вам жетоны «Я знаю правила пожарной безопасности»
(вручаю жетоны детям) Занятие закончено.