Папки-передвижки

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста «Природа Кузбасса»

Ирина Бельская
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста «Природа Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста «Природа Кузбасса».

Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири. Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Темочки:

Что такое Родина? (Родная земля, дом, цветы, мама.) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами (россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы (сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России.

Послушайте стихотворение о Родине:

Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нету краше!

А как называется область, в которой мы живем? (Кемеровская)

Наша Кемеровская область лежит и на равнине, и в горных районах, поэтому и растительность разнообразная. Горные районы (Кузнецкое Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж) покрыты горной тайгой. В Кузнецкой котловине встречается степная и лесостепная растительность. А на севере есть и заболоченная равнинная тайга. Если мы с вами мысленно совершим путешествие с юга на север Кемеровской области, то мы побываем во всех растительных зонах.

-Тайга - это густой лес с множеством хвойных деревьев пихты и кедра, также встречаются березы и осины, разнообразные кустарники (рябина, черемуха, калина, смородина и желтая акация) (показ фотографий).

-Ранней весной расцветают цветы фиолетовой окраски, да так много, что земля становится фиолетовой, это кандыки. Вместе с ними расцветают ветреница и медуница. После цветов разрастается высока трава (до двух метров высотой). Это трава борщевик, дягиль, заросли крапивы, папоротника и хмеля.

-Чуть правее Горной Шории расположен Салаирский кряж (невысокие горы). Его склоны поросли сосной и лиственницей. Трава соснового бора ниже и не такая густая, как в тайге. Поэтому здесь много грибов и ягод.

Физкультминутка "Добрый лес" :

Добрый лес, старый лес,

Полный сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверушки.

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке!

Сибирь и наш Кузбасс в частности называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

Послушайте еще одну загадку:

" Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?" (Елка)

Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. Можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

Воспитатель: А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа : "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям?

В школу ходить не надо, уроки делать. Это так.

Но у деревьев свои сложности.

Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать.

Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

О лесе люди придумали пословицы:

1. "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"

2. "Враг природы тот, кто леса не бережет".

Ребята, предлагаю вам поиграть в дидактическую игру "Найди половину".

Ребята, вам из леса лесной житель Лесовичок прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? А как назовем лес из этих деревьев?

Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса" :

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья - лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень -

Вот что сажаем в сегодняшний день!"

Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?

Кузнецкие степи сохранились только по сухим лугам, там, где мало воды; остальные степи распахали под пашни, то есть, там на полях выращивают хлеб.

- На севере области располагается лесостепь. Она состоит из берез, осин, рябин, шиповника и смородины. В лугах есть злаковые травы. На богатых травой лугах пасутся стада коров и табуны лошадей.

- Много разных цветов цветёт у нас в Кузбассе! Это и ландыши, валериана, ромашка, анютины глазки, мать- и-мачеха, зверобой, бессмертник и череда это уже лекарственные травы, боярышник и крушина - целая зеленая аптека. Поэтому, когда вы попадете на природу в тайгу или сосновый бор, в поле или на луг, помните о том, что совсем необязательно рвать целые букеты и привозить их завядшими домой, чтобы дня через два их выбросить за ненужностью. Пусть они останутся расти, набираться сил, чтобы потом сборщики трав в нужное время собрали часть и сдали в аптеку для приготовления аптечных сборов, чаев, настоек, которыми потом вы же, ваши родители и знакомые будете лечиться этими травами.

Богата родная Россия, но прямо скажу без прикрас,

Что края любого красивей наш юный, могучий

Кузбасс.

По сердцу мне снежные горы, синь рек, заливные

Луга,

Колхозных угодий просторы, зеленая вечно тайга.

О. Жилина

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Чьи плоды» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Чьи плоды» для детей дошкольного возраста Здравствуйте коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по ознакомлению с окружающим «Чьи плоды».

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Что лишнее» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Что лишнее» для детей дошкольного возраста Здравствуйте коллеги, друзья. Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Что лишнее» для детей дошкольного возраста. Для игры нам понадобится:.

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Угадай, кто прилетел к кормушке?» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по ознакомлению с окружающим «Угадай, кто прилетел к кормушке?» для детей дошкольного возраста Здравствуйте коллеги, друзья. Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Угадай, кто прилетел к кормушке?»Для игры нам понадобится:Зимний.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растений детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растении детей дошкольного возраста. (картотека основана на книге: Дрязгуновой В.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возраста Программное содержание: Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возрастаДистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возраста 27 мая. День ёжика Цель: создание условий для расширения знаний и представлений детей о жизни ежей. Задачи: • Воспитывать бережное отношение.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я и мой дом-природа» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Открытое занятие «Я И МОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста «Природа Кузбасса»
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 14:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста «Природа Кузбасса»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бельская (УИ 317112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД