Аида Никульникова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы по теме «Времена года»
▼ Скачать
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы по теме «Времена года»
Старший воспитатель МБДОУ д/с №3 г. Ставрополя
Никульникова Аида Феридовна
Возрастная группа : старший возраст (6-7 лет)
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы по теме „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Содержательный компонент образовательной области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Форма непосредственной образовательной деятельности: занятие.
Форма организации: подгрупповая.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Учебно-методический комплект:
- Основная образовательная программа дошкольного образования
-Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.
- КРО. Ознакомление с окружающим миром. 5-6 лет. Конспекты занятий. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Конспекты занятий. УЦ «Перспектива», 2012
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, формировать умение строить композицию рисунка, обращать их внимание детей на изменчивость цвета предметов, учить замечать изменение цвета в природе в связи со сменой времени года, активизировать и расширять словарный запас по теме.
Коррекционно – развивающие задачи: создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы, способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к многообразию природы, к смене сезонов, способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.
Планируемые результаты: дети различают четыре времени года по основным признакам, отвечают на вопросы педагога полными предложениями, умеют строить композицию рисунка.
Словарная работа: осень, весна, зима, лето, времена года, объявление, календарь, листопад, снежинка, листья.
Предварительная работа: рассматривание календарей, беседа о календаре, рассматривание репродукций и картин с изображением времён года.
Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
Методы и приё мы: отгадывание загадок, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, физические упражнения, сюрпризный момент, художественное творчество, рефлексия, оформление выставки.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Материалы и оборудование: настенный календарь, разделённый на четыре части с временами года, настольный календарь, отрывной календарь, карманный календарь, шаблоны календарей (бумажный круг, картинки с признаками времён года, колокольчики по количеству детей, цветные карандаши, простые графитные карандаши, линейки, стёрки, ветка, вата.
Предшествующая работа педагога по подготовке к занятию : разработка конспекта НОД, изготовление шаблонов календарей (бумажный круг, демонстрационного материала.
Предшествующая работа педагога с детьми: беседа по лексической теме «Времена года», рассматривание предметных и сюжетных картинок, чтение художественной литературы (Е. Трутнева «Осень», В. Лунин «Зима», И. Токмакова «Весна», В. Берестов «Весёлое лето».).
Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности:
-продумать посадку детей (с учетом характеристик физического развития и поведения);
-если ребенок не хочет следовать инструкциям (просьбе) педагога, лучше переключить его внимание на другой объект и попросить другого ребёнка выполнить поручение;
-если ребёнок испытывает затруднения при ответе на вопрос, следует его повторить медленнее или перефразировать;
-при выборе ребёнком неправильной карточки следует его исправить;
- если ребёнок затрудняется держать карандаш правильно, следует помочь ему удерживать объект и вести его за руку, предварительно уточнив ход его действий;
-пальчиковую гимнастику и физминутки следует проводить в таком темпе, чтобы все дети успевали повторить слова и движения;
- привлекать активных детей к исправлению и уточнению ответов других детей;
- с детьми, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, следует дополнительно провести эти же или подобные упражнения во время индивидуальных занятий.
Структура занятия:
I часть. Вводная -3 минуты
Организационный момент
II часть. Основная- 25 минут
III часть. Заключительная- 2 минуты
Организация детей на занятии :
1. Организационный момент: дети стоят на ковре.
2. Основная часть: дети сидят полукругом на стульчиках; за столами перед магнитной доской, на ковре для выполнения игровых заданий.
3. Заключительная часть: дети стоят или сидят на ковре.
I часть. Вводная
Воспитатель: Ребята, сегодня на стене дома я увидела объявление. Там написано, что потерялась осень. Нашедшего просят вернуть. А что такое осень?
Дети: Осень –это время года.
Воспитатель: Какие ещё времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето.
Воспитатель: а узнать, при помощи чего можно найти любое время года, нам поможет загадка:
Каждый день по одёжке
Отдаёт наш Серёжка,
А с последней расстался —
Сам куда-то девался.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
Дети: Календарь.
II часть. Основная
Воспитатель: Правильно, это календарь. Зачем людям нужен календарь?
Дети: Чтобы знать какой месяц и день недели.
Воспитатель: Правильно. А какие виды календаря вы знаете?
Дети: Отрывной, перекидной, настенный, карманный.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какой календарь есть у нас в саду.
Подводит детей к настенному календарю, на котором есть разделение на времена года.
Воспитатель: Посмотрите на наш календарь. А на сколько частей он разделён?
Дети: На четыре.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает каждая часть круга?
Дети: Время года.
Воспитатель: Какие времена года здесь обозначены?
Дети: Лето, зима, осень, весна.
Воспитатель: Времена года здесь обозначены в определённом порядке. Для чего это сделано?
Дети: Потому что времена года сменяются в определё нном порядке: зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались, какие времена года здесь обозначены.
Дети: Потому что здесь нарисованы признаки времени года.
Воспитатель: Молодцы! А чтобы узнать признаки каждого времени года, поиграем в игру.
Дидактическая игра «Какое время года?»
На магнитной доске в произвольном порядке размещены картинки с признаками времён года (желательно по количеству детей). На полу разложены четыре обруча разного цвета: жёлтый, зелёный, синий, красный.
Воспитатель: Скажите, а какими цветами можно обозначить каждое время года?
Дети: Зима – синий, голубой, весна – зелёный, лето-красный, осень - жёлтый, оранжевый.
Воспитатель: Правильно! Представьте, что эти обручи – времена года. Надо для каждого времени года найти его признаки. В этом вам помогут картинки на магнитной доске. Пожалуйста, подойдите к доске и возьмите любую картинку, рассмотрите её и определите, какое время года там изображено. Потом займите место в обруче в соответствии с ответом.
Дети самостоятельно выполняют задание. После того, как все дети определили свои признаки времён года, воспитатель по очереди подходит к группам детей и задаёт вопросы.
Воспитатель: Какое у вас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: а как определили зиму?
Дети: Зимой идёт снег, дети лепят снеговика, катаются на санках, украсили ёлку, дети тепло одеты и т. д.
Дыхательная гимнастика «Устроим снегопад»
Воспитатель держит ветку с кусочками ваты на ней. Дети все вместе дуют на нее, тем самым получается «снегопад».
Воспитатель: Ребята, а какое время года вы представляете?
Дети: Весну
Воспитатель: Какие признаки весны здесь нарисованы?
Дети дают ответы в соответствии с представленным оборудованием. Воспитатель напоминает детям, что отвечать надо полными, развёрнутыми предложениями.
Дети: Весной расцветают подснежники, птицы вьют гнёзда, появились почки на деревьях, дети бегают по лужам и т. д.
Воспитатель: Всё верно. А какое время года у вас?
Дети: Лето.
Воспитатель: А по каким признакам вы определили лето?
Дети: Летом цветут цветы, ярко светит солнце, деревья с зелёными листочками, дети купаются в речке и т. д.
Воспитатель: Правильно. А у вас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Молодцы! А как определили осень?
Дети: Осенью листья желтеют, в лесу поспели грибы, идёт дождь, дети гуляют с зонтиком и т. д.
Воспитатель: Правильно, ребята, у каждого времени года есть свои признаки. Сейчас мы используем ваши знания при изготовлении календаря. А пока давайте сложим картинки на столе и немного разомнёмся.
Физминутка «Времена года»
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается,
все снегом покрывается (присесть, развести руки в стороны).
Весною продолжается,
листочки появляются. (изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют. (слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет.
Ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать. (ходьба на месте).
Игра «Позвони льдинкой»
Воспитатель: Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы, если я скажу верно, то звоните в свои колокольчики-льдинки.
Зимой идет снег.
Зимой дети купаются и загорают.
Летом листья на деревьях желтые.
Весной бегут ручьи, на дорогах лужи.
Осенью птицы улетают на юг.
Сейчас время года – весна.
Воспитатель приглашает детей присесть за столы. На столах шаблоны календаря: бумажный круг.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами будущий календарь. Его надо разделить на столько частей, сколько существует времён года. На сколько частей разделим календарь?
Дети: На четыре.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего?
Дети: Мы будем рисовать четыре времени года.
Воспитатель: Правильно. При помощи линейки и простого карандаша разделим шаблон на четыре части. Рисовать мы начнём с зимы. Это верхняя правая часть круга. Рисуете в ней 1-2 признака зимы. В нижней правой части будет весна, в нижней левой – лето, а в верхней левой - осень. А перед началом работы подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месяцы» :
12 месяцев в году, я вам ребята назову:
Круглый год, круглый год, Пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками
Январь, февраль, и март идет, Поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке
А там апрель, а следом май, соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке
Июнь, июль, нам август дай! соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке
Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь Продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке
И не забудем добавить декабрь! соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке.
Дети самостоятельно рисуют, воспитатель может помогать детям, затрудняющимися в выборе элементов рисунка.
IIIчасть. Итоговая
Воспитатель: Ребята, покажите свои календари. Молодцы, вы всё правильно нарисовали, на ваших календарях времена года сменяют друг друга и каждое время года находится на своём месте. Можно сказать, что мы нашли осень? Давайте устроим выставку ваших работ.