Левинова Лариса Васильевна
Конспект ООД по ознакомлению детей с природой «Знатоки природы» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению детей с природой.
Тема: «Знатоки природы». Для детей подготовительной группы.
Цель: Выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 6-7 лет.
Программные задачи:
Обучающие.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению детей с природой „Знатоки природы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учить детей называть растения, животных, последовательность изменений в природе;
Учить рассказывать о целебных свойствах растения.
Формировать представление о значении «Красной книги».
Учить рассказывать о науке - экология.
Учить передавать в рисунке запрещающие знаки «Поведение на природе!»
Развивающие.
Развивать познавательную активность.
Развивать представления детей о группах животных, птиц, насекомых, о различных средах обитания животных и птиц.
Воспитывающие.
Воспитывать у детей бережное отношении к природе.
Предварительная работа. Наблюдения в природе, чтение и заучивание стихов о весне, рассматривание иллюстраций «Времена года», беседа о видах птиц, игра-драматизация «Кто в домике живёт?», изготовление кормушек. Слушание в грамзаписи голосов птиц. Развешивание скворечников. Рисование на тему «Правила поведения в природе».
Оборудование. Мольберт, СД проигрыватель, детский стол.
Материал:
Иллюстрации по временам года, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, животных; рисунки «Правила поведения в лесу».
Ход.
Воспитатель:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся!
Воспитатель: Ребята, какие времена года вы знаете?
Посмотрите картины с изображением времен года, разложите последовательно.
Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Что происходит в природе весной?
Дети: Тает снег, появляется зелёная трава, распускаются цветы.
Воспитатель: Какие добрые дела можно сделать весной?
Дети: Повесить скворечник для птичек, вскопать грядки для цветов.
Воспитатель: Я предлагаю отправится на природу. Хотите прогуляться по весеннему лесу?
Дети. Да.
Воспитатель. Прежде чем вы увидите тайны природы, вспомните, пожалуйста, о правилах, которые должен соблюдать человек в лесу или находясь на природе.
Дети.
Не ломай ветки!
Не включай громко музыку!
Не рви цветы-первоцветы!
Не разоряй муравейник!
Не подходи близко к гнезду птиц!
Не оставлять мусор в лесу.
Воспитатель. Какой вред это может нанести мусор природе?
Дети. Лес- это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище –гости.
Воспитатель. Тогда, вперед!
(Дети встают и идут на месте)
Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это (лес).
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю не просто побывать на природе, а провести экологическую викторину под названием «Знатоки природы». Мы разделимся на две команды. Но, сначала, предлагаю вам отгадать загадки.
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её… (Пчела)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Воспитатель.
1команда «Пчелка» и 2 команда «Муравей».
Воспитатель. Какую пользу приносят пчёлы?
Дети. Пчёлы опыляют растения, тем самым помогают им развиваться. Собирают мёд.
Воспитатель. Какую пользу приносят муравьи?
Дети. Уничтожают вредных насекомых. Их называют санитары леса.
1. Разминка.
Воспитатель. Команды должны за одну минуту ответить на максимальное количество вопросов. (Воспитатель засекает время).
Вопросы для команды «Пчелка».
1. Домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
2. Сколько времен года? (4)
3. Третий день недели? (Среда)
4. Сколько ног у паука? (8)
5. На каком дереве растут желуди? (На дубе)
6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
7. Что наступает после осени? (Зима)
8. Звери, живущие в Африке? (Кенгуру, бегемот, крокодил)
9. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)
10. Самая большая птица, готорая не летает? (Страус)
А теперь вопросы для команды «Муравей».
1. Пятый день недели? (Пятница)
2. Самое холодное время года? (Зима)
3. Столовая для зимующих птиц? (Кормушка)
4. Дерево с белым стволом? (Береза)
5. У какой птицы красная грудка? (У снегиря)
6. звери, живущие на севере (белый медведь, тюлень)
7. Самая маленькая птица? (Колибри)
8. Что такое зеленый покров земли? (Трава)
9. Красивый цветок с шипами? (Роза)
10. Дом для медведя? (Берлога)
Команда, правильно ответившая на наибольшее количество вопросов, получает фишку.
2. Игра «Изобрази животное, которое изображено на картинке»
Воспитатель. Сейчас конкурс для капитанов. (Капитаны по очереди подходят к столу, на котором лежат перевернутые картинки). Изобразить животное, которое изображено на картинке, а команда угадает животное. (Выигравшая команда получает фишку).
3. Игра «Что лишнее?»
Воспитатель. Задание для команды «Пчелка».
1. Какая из этих птиц перелетная? (сорока, ласточка)
2. Чем питается белка? (грибы, орехи; мед)
3. Какая птица выводит птенцов зимой? (воробей, клест)
4. Какое из этих растений является кустарником? (сирень, береза)
5. Какое из этих животных занесено в Красную Книгу? (амурский тигр, корова)
6. Воспитатель: Зачем люди создали – «Красную книгу»?
Дети: Несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор – они охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую «Красную книгу» изготовили для изучения детям. Почему она красного цвета?
Дети: Красный цвет-цвет - опасности, тревоги.
Вопросы для команды «Муравей».
1. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел, синичка)
2. Какая птица, подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (снегирь, кукушка)
3. Как называют то место, где обитают редкие животные? (в заповедниках)
4. Какое из этих деревьев хвойное? (рябина, сосна)
5. Какое из этих животных занесено в Красную книгу? (красный волк, бурый медведь).
6. Что такое экология?
Дети. Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это.
Команда, правильно ответившая на наибольшее количество вопросов, получает фишку.
4. Дидактическая игра «Лекарственные растения»
На мольберте иллюстрации с лекарственными растениями. Один из участников викторины выбирает любую иллюстрацию с изображением растения и рассказывает о целебных свойствах растения.
5. Пальчиковая игра.
На полянке я сижу, во все стороны гляжу (сидят на коврике, опираясь на руки. Поворачивают голову сначала налево, затем, направо).
Сколько насекомых здесь (руки через верх разводят в стороны)
Всех, пожалуй и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
Это бабочка-краса,
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья-егоза (поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого, на двух руках одновременно.)
Все спешат, все трудятся,
А она красуется. (поочередно ударяют кулаками и ладонями)
6. Игра «Верите ли вы, что?»
Воспитатель. Итак, последнее задание. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны отвечайте – да, а если не согласны отвечайте – нет. Вопросы для команды «Пчелки». Верите ли вы, что…
1. Лимон – это фрукт? (Да)
2. У слизняка 30 тысяч зубов? (Да)
3. Орган слуха у бабочки находится на усиках? (на ногах)
4. Зайцы спят с открытыми глазами? (Да, у них короткие веки)
5. Луна сама не светит, а только отражает солнечный свет? (Да)
6. Синица – самая маленькая птица нашего леса? (Нет. Королек)
7. Бамбук – это дерево? (Нет. Трава)
8. Что происходит с рекой и прудом зимой? (покрывается льдом)
Вопросы для команды «Муравей». Верите ли вы, что…
1. Тыква – это ягода? (Да)
2. Червей называют «слугами» земли? (Да)
3. Орган слуха у кузнечика на голове? (Нет. На ножках)
4. Солнце – это звезда? (Да)
5. Радуга – это облако? (Нет. Это преломление солнечных лучей в дождевых каплях)
6. Ласточка роет нору в земле? (Да. Береговушка)
7. У кустарника один ствол? (Нет. Несколько стволиков)
8. Ворона – зимующая птица? (Нет. Кочующая)
Двигательное упражнение «Прогулка»
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
А сейчас мы отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём
Вверх на солнышко посмотрим
А затем похлопаем,
Ногами мы потопаем,
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали.
1, 2, 3, 4, 5 рисовать мы все идём!
Воспитатель: Ребята, в лесу мы знаем очень много растений - цветы, кусты, грибы. Чем для них является лес?
Дети. Это их дом.
Воспитатель: Правильно ребята. Лес-это дом для растений, животных, грибов. Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.
Воспитатель: Как это бережно относиться?
Дети. Деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать.
Воспитатель: Молодцы! А ещё нельзя цветы нельзя рвать. Есть люди, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы? (ответы детей)
Воспитатель: Многие растения становятся редкими из - за того, что люди их рвут. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
Надо хорошо знать, как вести себя в лесу. Что же это за правила? (воспитатель показывает картинки с правилами поведения в лесу)
Воспитатель: А чтобы эти правила не забывать мы с вами сейчас их нарисуем.
Итог занятия.
- Ребята, посмотрите с какой пользой мы провели наш поход на природу. Скажите, а какое задание вам показалось трудным? Какое - лёгким?