Лариса Гадзиева
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : Гадзиева Л. Р.
воспитатель подготовительной группы
г. Алагир
2019 г.
Цели:
Обучающие :
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
4. Упражнять в графическом изображении звука – буквы.
Развивающие:
1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2. Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Словарная работа : слово, слог, звук, буква.
Наглядный материал: аудиозапись звуки природы, мяч, указка, ноутбук, картинки для слогового разбора (1,2, 3 слоговые: нос, зебра, карандаш, лиса, дерево). Карточка с загадками, песочные часы, 2 обруча, картинки со звуками «С» и «Т».
Раздаточный материал:
Цветные квадратики (красные, синие, зеленые, карточки с цифрами 1,2,3,
карточки с недорисованными буквами, карточки для звукового анализа слов.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, скажите какое у вас настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг.
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
Ребята, и конечно нашим гостям….
Дети: Доброе утро!
Звучит аудиозапись звуков природы (гремит гром, шум дождя, шум ветра, пение птиц, трель сверчка).
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас слышали?
Дети: Звуки природы.
Воспитатель: А какие звуки можно услышать в большом городе?
Дети: Шум двигающегося транспорта, голоса детей и т. д.
Воспитатель: Скажите, а как люди общаются друг с другом? Рычат, жужжат?
(С помощью звуков речи).
Воспитатель: А какие они бывают, звуки речи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как мы произносим гласные звуки?
(Ответы детей)
Воспитатель: А согласные?
Дети: Согласные звуки мы произносим с помощью губ, зубов, языка и неба. Они произносятся коротко.
Воспитатель: А еще, ребята, согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими, правильно?
Воспитатель: Попробуем с вами найти пары твердым звукам. Я произношу твердый звук, вы его мягкую пару.
Игра «Назови пару».
Б – БЬ, В –ВЬ, Г –ГЬ, Д – ДЬ, З –ЗЬ, М – МЬ, Н –НЬ, П –ПЬ.
Воспитатель: Молодцы, справились отлично. Следующая игра называется «Наоборот». Я буду кидать мяч каждому из вас, и говорить слова с твердым звуком, а вам нужно будет сказать его мягко и получить новое слово.
Игра «Наоборот».
Кон – Конь. Угол – Уголь. Трон – Тронь. Удар –Ударь. Мол – Моль. Был –Быль. Цел –Цель. Нос – Нес.
Воспитатель. Ребята, скажите, а что мы составляем из звуков?
Дети: Слоги.
Воспитатель: А из слогов?
Дети: Слова.
Воспитатель: Ребята, попробуем поделить слова на слоги и определить их количество?
Дети: Да
Воспитатель: Проходим, садимся за столы и внимательно смотрим на экран. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово (про себя) и определить количество слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
(На слайде появляются картинки. Дети определяют количество слогов в данных словах и поднимают соответствующую табличку).
Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, перед вами, лежат карточки для звукового анализа слова и цветные квадратики. Напомните мне пожалуйста, что они обозначают.
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы!
У доски свое слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его у себя за столом.
(Звуковой анализ слов за столами).
Воспитатель: Ну что, ребята вы блестяще справились и с этим заданием, и мы переходим к следующему.
Игра: «Где прячется звук [р]?»
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук [р] : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый. (ранец)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (букварь)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам. (тетрадь).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Подойдите, пожалуйста ко мне.
Дыхательная гимнастика.
Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох – и долго тянем: «а –а – а –а –а».
Утром солнышко взошло,
Снизу – вверх мы тянем: «о –о – о- о –о»
Днем по горкам ездим мы: «ы- ы- ы- ы- ы»,
Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетаем «у – у- у- у- у».
Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно внимательно послушать. Игра называется «Подскажи звук»?
Я буду читать предложения, и в некоторых словах пропускать звуки. Вы должны будете подсказать мне пропущенный звук. Вам все понятно?
(Ответы детей).
На солнышке грелся черноухий котено…На него смотрел белоухий щено…. Охотники развели в лесу косте…. Ученик держал в руке каранда….
Малыш попросил маму завязать красный шар…. На лесную полянку выскочил зая….В зоопарке жили ено….бегемо….крокоди….По двору бродили петух….куриц…. утк….
Воспитатель: Ребята, вы помните, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
«Дорисуй буквы».
Воспитатель: Ребята, перед вами на столах лежат карточки с недорисованными буквами. Надо внимательно посмотреть и буквы эти дорисовать. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать - флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.
Дети дорисовывают буквы. На столе песочные часы. (минута)
Воспитатель: Закончили? Хорошо! Подпишите свои работы и передайте их любому понравившемуся вам гостю. А пока гости оценивают ваши работы, мы поиграем в эстафетную игру: «Кто быстрее?».
Нужно разделиться на две команды. Я положу перед каждой командой обруч, в которых будут лежать разные картинки. Задача первой команды –найти картинки, в названии которых есть звук «С». Задача второй команды – найти картинки, в названии которых есть звук «Т», не зависимо от того, в начале, середине или в конце этот звук.
(В конце эстафеты подводиться итог).
Воспитатель: Ребята, я за вас очень рада, горжусь вами! Вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
Ребята, какое задание понравилось вам больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!