Папки-передвижки

«Знакомство с буквой «Ь». Конспект ОД по грамоте в подготовительной группе

Галина Хлыбова
«Знакомство с буквой «Ь». Конспект ОД по грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД по грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство с буквой «Ь»

Цели: 1. Познакомить с написанием и фонетической функцией буквы «ь»;

2Развивать умение анализировать предложение, составлять его схему;

3. Совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;

4. Закреплять навык написания изученных букв;

5. Воспитывать умение работать совместно;

6. Развивать творческое мышление.

Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши, набор цветных фишек для каждого ребенка (квадратики 2*2 см красного, синего и зеленого цветов, касса букв с изученными буквами.

Демонстрационный: схемы предложений; желтая коробочка с мелом; цветные фишки для обозначения звуков; буквы; лист со словами СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ, написанными в столбик; маркер; картонная буква «Ь», клей, кисточка, вата, горох, шарики пенопласта.

Ход занятия:

1. Закрепление написания изученных букв.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?

Дети: Можно рисовать в воздухе.

В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель «рисует» в воздухе буквы Н, К, Ж, О, Ю, Ы, Ш, Р, А, Л правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках).

2. Закрепление знаний о буквах.

В: - Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ю, Ы, А).

- А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные).

- Какими буквами обозначаются всегда твердые согласные? (Ж, Ш)

- Какая буква лишняя? Почему? (буквой Ю иногда обозначаются два звука)

3. Работа с предложениями.

Воспитатель произносит предложения: Была зима.

Алеша с папой гуляли.

Мальчик слепил снеговика.

Дети самостоятельно чертят схемы на листочках. Затем воспитатель вывешивает схемы на доске, но с ошибками (в схеме первого предложения не поставлена точка, в схеме второго предложения указано только три слова, схема последнего предложения начинается с «маленькой буквы»)

Дети выделяют ошибки, исправляют их, объясняют.

В: Давайте закончим этот маленький рассказ. Придумайте другое предложение к последней схеме, подходящее к этому рассказу.

4. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков)

5. Звуко-буквенный анализ.

В: Пока мы отдыхали, я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).

Отгадайте: Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

Д: Это мел.

В: Предлагаю разобрать это слово.

-Назови первый звук. Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Назови второй звук. Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Назови третий звук. Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных?

- Какой по счету гласный звук?

- Какой по счету согласный мягкий?

- Какой по счету согласный твердый?

(Вопросы задаются индивидуально, схему слова дети выкладывают фишками на партах, воспитатель на доске.)

6. Знакомство с буквой «Ь».

В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?

Д: Мель.

В: Получилось новое слово. Что такое «мель»?

Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова «мел». Чем отличаются эти схемы?

Д: В слове «мел» последний звук – твердый согласный, а в слове «мель» - мягкий.

В: А чем эти слова похожи?

Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.

В: Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово «мел», затем – «мель». (Получилось два слова «мел»). Звук [л] обозначается буквой «л», но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (Воспитатель добавляет на доске к слову «мел» мягкий знак).

Сколько букв в этом слове? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?

Дело в том, что буква «ь» не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).

Давайте напишем эту букву: Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

(Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках). Добавьте фишку с этой буквой ко второму слову.

7. Игра «Отгадай слово».

Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:

СОЛ

ДЕН

РОЛ

КОН

ЛЕН

НОЛ

В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?

Д: Добавить букву «ь».

(Дети дописывают по очереди букву «ь» к словам и читают их)

8. Подведение итога. Совместная работа.

Дети остаются на ковре, но садятся вокруг модуля, накрытого салфеткой.

В: - Что сегодня узнали нового?

- С какой буквой познакомились?

- Для чего она нужна?

- А хотите сделать портрет мягкого знака?

Воспитатель убирает салфетку с модуля, на нем большая, вырезанная из картона буква «ь», клей, кисточка, вата, крошки пенопласта, горох и т. п.

В: Какой материал вы бы выбрали для мягкого знака?

Д: Вату, она самая мягкая.

Каждый ребенок берет кусочек ваты и приклеивает его к картону с обеих сторон.

В: Теперь буква «ь» будет гостем в нашей группе.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я» Тема: «Ознакомление с буквой –Я-» Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: создать условия для развития фонематических процессов,.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство с буквой «Ь». Конспект ОД по грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 14 января 2025 в 18:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с буквой «Ь». Конспект ОД по грамоте в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Хлыбова (УИ 30664) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД