Галина Лыкова
Конспект ОД по функциональной грамотности в старшей группе «В поисках потерянной воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная: сформировать у детей первичные представления о круговороте воды в природе.
Развивающая: Развивать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию.
Воспитательная: Воспитывать интерес к экспериментированию, экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.
Активизация словаря: испаряется, просачивается.
Обогащение словаря: круговорот
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Направление: естественно-научная грамотность
Публикация «Конспект ОД по функциональной грамотности в старшей группе „В поисках потерянной воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Технологии, методы, приё мы: сказкотерапия, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии: физминутка, зрительная гимнастика
Наглядный: мультимедийная презентация.
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, сказкотерапия
Практический (опыты); составление круговорота воды в природе по моделям «Ходит капелька по кругу».
Игровой: синектика
Виды детской деятельности: Коммуникативная, Познавательно-
Исследовательская, Восприятие художественной литературы, двигательная активность
Оборудование и материал: Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели «Как капелька путешествует»
Эмблемы по количеству детей с изображением тучек и капелек.
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало.
ИКТ средства.
Предварительная работа: Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния льда от температуры» (снег быстро тает, если лить на него горячую воду).
Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.
Ритуал приветствия и настроя к занятию
Воспитатель : - Здравствуйте, дети! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и уютно. Давайте протянем свои ручки к центру круга и почувствуем себя тёплыми солнечными лучиками. А теперь давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас наших гостей в течение всего дня!
Воспитатель: Дети, сегодня нас ждёт много интересного.
Наши умные головки будут думать очень много,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
2. Основная часть.
Слайд1
Воспитатель: сегодня я хочу вам, дети, сказку рассказать. Давайте пройдём на ковер и сядем в кружок. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что произойдёт?
Дети: Люди могут погибнуть, животные без воды тоже жить не могут, цветы завянут…
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Дети: Может кто-то украл, а может кто-то большой выпил, инопланетяне забрали…
Воспитатель: Расстроился Водяной, загрустил, и разослал гонцов по всей округе с просьбой ему помощь оказать.
Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
Дети: Надо помочь водяному
Какие вы умнички, всегда готовы прийти на помощь 1 этап. Проблема практики:
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед!
Ритуал вхождения в сказку.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть-не упасть.
То в страну волшебной сказки
Можно сразу же попасть
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук) и сразу 2 слайд
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Повторяйте за мной.
Да-да-да-потерялась вода
Ду-ду-ду воду я найду
Ды-ды-ды будет много воды
Будем ему помогать воду потерянную искать и сначала нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы:
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на столе стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Что это. Дети?
Дети: Это термос
Воспитатель: Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть?
Дети отвечают: Что-то горячее
Воспитатель: Сейчас откроем и проверим.
Вы сможете его сами открыть?
Дети: Нет, мы можем обжечься.
Воспитатель: Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса?
Дети: Пар
Откуда пар в термосе?
Дети (Вода при нагревании превратилась в пар)
А что в природе нагревает воду?
Дети: Солнце
Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
-Из термоса выделялся пар,
А что мы видим на зеркале?
Дети: на зеркале мы видим капельки воды,
Как так получилось?
Дети: (Пар попал на зеркало и превратился в капельки)
Пар превратился в воду, значит, пар – это тоже вода?
(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Дети: Да. Вода может испаряться
-Во что превращается сильно нагретая вода?
Дети: В пар
-А, пар, остывая, превращается в воду.
Воспитатель: Как вы думаете, а в природе во что превращается пар, когда поднимается вверх?
Дети: В облачка
-В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков.
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд включить звук)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: -Смотрим, что же получается, ребята, что происходит?
Дети: Вода просачивается через землю, земля становится влажной
Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
Дети: Да
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
Дети: (гипотезы детей (Может вода останется под землей, а может её выпьют те, кто в земле живет, может она попадёт в подземные реки)
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна
(нажать на раковину и раковина увеличивается)
Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.
(нажать на жемчужину она увеличивается)
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой)
Воспитатель сопровождает слайды словами :
Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
В облака собирается.
Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
Ветерок их подгоняет.
Облака в тучку собираются.
Тучка дождик несет.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
В реки подземные попадут и потекут не спеша.
А как к земле пробьются, родником обернутся.
Ручейками по земле потекут.
А ручейки в озёра, реки впадают.
Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
А путешествие такое круговоротом называется.
Как называется такое путешествие воды?
Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
А теперь закройте глазки, пусть они отдохнут и ёщё раз представьте как путешествует наша капелька.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)
-Ребята, что же могло произойти с водой?
Дети: она могла испариться и сквозь землю просочиться
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Что мы расскажем Водяному?
Дети: (Что вода его никуда не денется, попутешествует и назад к нему вернется)
Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода пропала.
Воспитатель:
Будем работать в командах:
Разделитесь на две команды тучки и капельки. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.
Проходите каждая команда за свой стол.
(Воспитатель дает конверты с заданием)
Воспитатель: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.
Ух ты! С такими картинками любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
Воспитатель: Прекрасно все получилось.
Воспитатель:
Давайте и Водяного успокоим. Давайте ещё раз расскажем Водяному как путешествует капелька по кругу (по цепочке)
Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Дети, несмотря на то, что вода путешествует по кругу и не может потеряться, её нужно беречь. А как вы бережёте воду?
Дети: закрываем кран с водой, не бросаем мусор в реку
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
Ритуал выхода из сказки:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть-не упасть.
То легко ребята смогу
Снова в детский сад попасть.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
3. Итог (заключительная часть)
Воспитатель:
Дети, я сегодня вами очень довольна. Вы умнички, помогли Водяному.
Мы готовы всегда прийти на помощь другим. А что вы сегодня узнали?
«Сегодня я узнал…».
А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам капельки.