Анжелла Майкова
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Измерение объема» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о способах измерения объема при помощи условной мерки.
Задачи:
1. Обучающие
1.1. Закреплять представления детей о составляющих здорового образа жизни.
1.2. Уточнить представления детей о профессии «Повар».
1.3. Сформировать представления воспитанников о сравнении по объему с помощью измерения.
1.4. Закреплять навык прямого счета в пределах 8.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
1.5. Продолжать учить детей применять нужное арифметическое действие при решении и записи математических задач.
1.6. Закреплять умение сравнивать числа.
1.7. Закреплять навык образования относительных прилагательных.
2. Развивающие
2.1 Развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие, воображение, инициативность.
2.2 Стимулировать детей к общению, развивать навык диалогической речи.
2.3 Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитательные
3.1 Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу.
3.2 Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия.
3.3 Продолжать формировать основы аккуратности : сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Предварительная работа с детьми :
1. Знакомство с профессией «Повар».
2. Дидактическая игра «Назови профессию», «Полезно-вредно».
3. Беседа «Чтобы быть здоровым…», «Полезная пища».
4. Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Мамина работа», «Кем быть», «Каша», «Горшочек каши», отгадывание загадок про предметы гигиены.
Виды деятельности в ходе ООД: познавательная, игровая, коммуникативная.
Оборудование и материалы к ООД : плакат с рецептом, изображения мерок (стаканы и ложки, таблица «Единицы измерения», фартуки и колпачки по количеству детей, крупа рисовая и пшенная, контейнеры для круп, кастрюля, 6 стаканов, ложка, 2 миски, 2 кувшина, молоко 1 литр, соль, сахар.
Ход ООД:
1. Организационный этап (подготовка к ООД)
Ребята, у нас гости, давайте поздороваемся.
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)
- Что означает волшебное слово «Здравствуйте»? (Ответы детей)
- Когда мы произносим это слово, то желаем здоровья.
- Как Вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым? (Ответы детей).
- Конечно, чтобы быть здоровым и сильным нужно, прежде всего, правильно питаться, а самая правильная еда с утра это (каша).
- Сегодня я предлагаю Вам стать поварами и приготовить для всех кашу. Вы согласны? ( Дети: Да).
- Тогда одевайте спецодежду.
- Сейчас я предлагаю Вам вспомнить какие бывают каши.
- Если каша сварена из риса, то она какая? (рисовая).
- Если из пшена? (пшенная).
-из гречи? (гречневая).
- из овса? (овсяная).
- А какая каша называется «Дружба»? (Ответы детей : каша, сваренная из двух круп).
- Именно кашу «Дружба» я Вам предлагаю сегодня приготовить.
-Для того, чтобы блюдо получилось вкусным, чем пользуется повар? (Ответы детей : рецептом).
- Для того чтобы сварить сытную кашу «Дружба» нам надо взять равное по объему количество рисовой и пшенной крупы (указываю на рецепт).
- Посмотрите на стол. В одной банке - рисовая крупа, в другой - пшенная.
3. Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний)
- Как Вы думаете в банках одинаковое количество крупы? (Ответы детей).
- Как это проверить? (Ответы детей : измерить).
- Что необходимо для измерения? (Ответы детей : мерка).
- Надо выбрать мерку. А меркой у нас сегодня будет стакан.
- Прежде чем приступить к измерению, предлагаю разделиться на две группы – первая будет измерять рис, а вторая – пшено.
- Имя ребенка, сосчитай сколько вас. (Ребенок считает присутствующих детей)
- Делимся на две равные группы. Проверьте поровну ли в каждой группе.
-Для того, чтобы не забыть результат измерения, будем отмечать каждую наполненную мерку выкладыванием на стол фишек. Измерять надо до тех пор, пока не будет измерена вся крупа, причем для точности результата, необходимо крупу наполнять до самых краев мерки.
-При помощи чего мы измеряли крупу? При помощи мерки.
- Сколько стаканов крупы у вас получилось?
-На глаз мы определили, что в банках было разное количество крупы. А при измерении получилось равное. Почему? (Ответы детей).
-Какой мы можем сделать вывод?
-Объем крупы не зависит от формы банки.
-А сейчас ссыпайте крупу в кастрюлю. Дети выполняют.
- Теперь посмотрим на наш рецепт. Нам нужно взять по 2 мерки рисовой и пшенной крупы. Сколько всего стаканов крупы будем использовать для приготовления каши?
- Давайте выложим решение этой задачи на доске. (два ребенка выкладывают на доске 2+2=4)
- А теперь дополним наш рецепт. (дети приклеивают нужное количество изображений стаканов в рецепт)
Воспитатель совместно с детьми проверяет правильность составления задачи.
-Что еще необходимо для каши? Посмотрим рецепт.
-Нужна вода.
-Я приготовила кувшин с водой, но когда шла к вам, мне медсестра дала кувшин с микстурой от кашля. Пока несла кувшины забыла в каком какая жидкость. Помню одно: воды для каши больше, чем микстуры.
-Что делать? (Ответы детей).
Опытным путем показываю непригодность некоторых способов («На глаз» сравнить нельзя, т. к. кувшины не прозрачные, разные по объему, разное горлышко и ничего не видно и т. п.).
Вместе с детьми решаем: надо измерить жидкость меркой и сравнить результаты измерения. Предварительно предлагаю поменяться ролями в группах и договариваемся о полноте наполнения мерки, ставим миску, куда будем сливать измеренную воду.
Одни дети измеряют жидкость в первом кувшине, а другие во втором кувшине. В ходе измерения дети выкладывают фишки на стол, чтобы не запутаться в счете. В конце измерения дети сравнивают свои результаты и выясняют в каком кувшине вода для каши.
Дети сливают воду в кастрюлю.
- Запишем наше неравенство на доске (3>2). Сколько стаканов воды для каши у нас получилось (3, сколько стаканов микстуры (2, какой знак нужно поставить между цифрами. Вместе прочитаем запись.
- А теперь дополним наш рецепт. (дети приклеивают нужное количество изображений стаканов в рецепт)
- Что еще необходимо для каши? По рецепту нам нужна половина коробки молока. А у нас целая.
-Как нам отмерить половину молока из коробки? (Предложения детей).
-Будем пользоваться мерными стаканчиками. Переливаем молоко из коробки в стаканы и делим стаканы на 2 равные части.
Сколько полных мерок молока мы с вами отмерили? (4) Сколько стаканов молока надо убрать, чтобы получилась половина? (2)
Дети сливают молоко в кастрюлю.
Предлагаю записать решение этой задачи на доске.
- А теперь дополним наш рецепт. (дети приклеивают нужное количество изображений стаканов в рецепт)
-Что еще необходимо для каши? Смотрим рецепт.
-По рецепту необходимо 5 мерок сахара и 1 мерка соли. А кто-нибудь из вас видел какую мерку использует мама для сахара и соли, когда дома готовит? (ответ детей : ложка)
Дети отмеряют сахар и соль и ссыпают в кастрюлю.
- Дополним наш рецепт необходимой меркой. (дети приклеивают нужное количество изображений ложек в рецепт)
4. Этап решения проблемной ситуации.
-Все ингредиенты для каши мы заложили в кастрюлю. И теперь ее осталось только сварить. А это, если Вы согласны, мы доверим нашим поварам. Вы пока еще маленькие для того, чтобы пользоваться плитой.
- А что бы вы хотели добавить в рецепт каши, чтобы она стала еще вкуснее? (Ответы детей : масло, фрукты, орехи, изюм и пр.)
5. Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей).
-Теперь я предлагаю дополнить нашу таблицу и внести мерки, которыми мы сегодня отмеряли объем. (дети приклеивают изображения мерок на плакат). Но это не все мерки, которые можно использовать для измерения объема. С ними мы познакомимся на следующих занятиях и обязательно дополним таблицу.
- Ребята, вам понравилось наше необычное занятие?
- А что мы с вами делали?
-Что необходимо повару для приготовления пищи?
-Что нужно сделать, чтобы приготовить по рецепту? Отмерить продукты.
-С помощью чего мы отмеряли необходимый объем продуктов?
-Предлагаю снять спецодежду. Дети снимают ее.