Надежда Корноухова
Конспект ООД по декоративному рисованию с использованием регионального компонента «В гостях у каргопольских мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у каргопольских мастеров»
Цель: приобщать детей к истокам народного искусства, продолжать знакомить детей с каргопольской игрушкой, воспитывать у них интерес к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки.
Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать учить детей рассматривать каргопольские игрушки, выделяя детали узора (круги, точки, прямые и волнистые линии);
Публикация «Конспект ООД по декоративному рисованию с использованием регионального компонента „В гостях у каргопольских мастеров“» размещена в разделах
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
упражнять в рисовании элементов каргопольского узора;
закреплять умение самостоятельно составлять узор, оформляя середину и кайму;
упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;
учить самостоятельно выбирать цвета для узора.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать внимание, слуховую память, восприятие цвета, величины, мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие;
закреплять умение отображать в речи свои действия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному северному краю, интерес к работе народных мастеров;
вызвать желание создавать подобные игрушки.
Предварительная работа: беседа о г. Каргополе и его умельцах, рассматривание каргопольских игрушек, отгадывание загадок, разучивание стихов, посещение ярмарки (выставка изделий народных мастеров г. Каргополя).
Оборудование: глиняные игрушки, образцы с элементами каргопольской росписи, слайды, кисти, краски, баночки с водой, подставки, салфетки, столы, стулья, трафареты каргопольских игрушек, изображение карусели на листе бумаги.
Структура ООД
1. Вводная часть
Беседа о г. Каргополе и его мастерах.
2. Основная часть
2.1 Рассматривание игрушек.
2.2. Показ алгоритма рисования.
2.3. Уточнение по правилам пользования красками.
2.4. Упражнения на развитие координации речи с движением «Привезли мы глину с дальнего бугра».
2.5. Рисование.
3. Заключительная часть
3.1. Беседа – прощание с бабушкой Ульяной.
3.2. Поощрение детей.
Ход ООД
Вводная часть
Звучит колокольный звон (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша страна. Она очень большая. Мы с вами живем на севере нашей страны. А как называется самый главный северный город нашей местности?
Дети: г. Архангельск.
Воспитатель: А область?
Дети: Архангельская область.
Воспитатель: Архангельская область очень большая. В неё входят много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. В одном из городов нашей области в г. Каргополе живут мастера, которые с давних времен лепят из глины игрушки и расписывают их, превращая глиняные игрушки в чудо – сказку.
Древний этот город раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги (слайды).
Дети, а вы помните бабушку, которая живет в Каргополе, как её зовут?
Дети: Бабушка Ульяна.
Воспитатель: А чем она занимается?
Дети: Она лепит игрушки из глины и красиво их расписывает.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в ней в гости, чтобы познакомиться с её чудесными игрушками?
(Под музыку дети едут)
Воспитатель: Вот мы и добрались с вами до бабушки Ульяны.
(Все подходят к большому плоскостному домику).
Дверь не заперта, постучим, да и войдём. И приветливо поздороваться не забудьте.
(Стучатся, воспитатель «превращается» в бабушку, надев платок, выходит к детям навстречу). Далее занятие ведется от имени бабушки.
Воспитатель.
Бабушка Ульяна: Здравствуйте! Откуда будете? Да зачем приехали? (ответы детей). Вот как! Приятно мне это. Проходите в избу, места маловато, но, как говорится – «В тесноте да не в обиде». Посмотрите, полюбуйтесь на моё сказочное царство. Тут и медведица разгуливает, а медведь на гармошке играет. Рядом козел с козой, да не простой да с модницей, в сарафане, козёл с гармонью, улыбается, песни поёт; птицы необыкновенные с девичьим лицом. Утушек леплю звонкоголосых, переливчатых ребятишкам на забаву. Полкана –богатыря делаю. В старину жил такой, хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегал. Руки у полкана сильные, грудь широкая, могучая, а на груди- солнышко. Ноги, что у коня быстрые.
А сколько лихих всадников, деревенских модниц, бородатых мужиков с лукошками. И гордый северный олень тоже хорош!
(Весь рассказ об игрушках сопровождается их показом).
Вижу, нравятся вам мои игрушки! (ответы детей).
А вы с ними поиграйте, для детской забавы я их леплю.
(Дети берут в руки игрушки по выбору, бабушка Ульяна обращает внимание детей на то, что с ними надо аккуратно играть, чтобы не сделать им больно. Звучит веселая русская народная музыка в грамзаписи, игрушки «танцуют» в руках детей).
Бабушка Ульяна: Лепить игрушки меня мой отец научил. За долгую зиму я их много налеплю, высушу в русской печи, обожгу, да и расписываю. Уточкам крылышки раскрашу, медведя в сани посажу, да на лошадке прокачу. А хотите сами научиться также нарядно расписывать?
Ответы детей.
Бабушка Ульяна: Вот взгляните-ка сюда, узоры не затейливые.
(Бабушка обращает внимание детей на образцы каргопольской росписи, прикрепленные к мольберту).
Бабушка Ульяна: Какие краски я использую?
Дети: Красную, желтую, зеленую, синюю, черную, белую.
Бабушка Ульяна: А какие элементы каргопольского узора вы знаете?
Дети: полоски, кружочки, линии, точки, волнистые линии.
Бабушка Ульяна: Верно. А вот черным я «оживочку» делаю. А чтобы отличать работу каргопольских мастеров от других, мы всегда на груди игрушки рисуем солнышко.
Давайте сегодня мы с вами поработаем так, как каргопольские мастера и раскрасим эти игрушки. Но прежде сделаем разминку.
Упражнения на развитие координации речи с движением
«Привезли мы глину»
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим - и в печь,
А потом распишем.
Я слеплю лошадушку, я её поглажу,
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Распишу я утушку разными цветами,
Свищет моя утушка разными ладами. Дети, взявшись за руку идут по кругу.
Руки согнутые в локтях к плечам.
Скользящие движения ладонями
Пальцы собраны в щепотку, делают волнообразные движения.
Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Руки за спиной
Пальцы собраны в щепотку, делают волнообразные движения
Идут по кругу, хлопая в ладоши.
Пальчиковая игра «Расскажу про птичку»
Подставляй ладошку,
Расскажу про птичку.
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот – кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно, птичка там живет! Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.
Гладят ладонь другой рукой.
Шевелят пальчиками.
Поочередно загибают пальчики на руке.
Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.
Сжимают пальцы в кулак.
Ставят на ладонь пальцы второй руки.
«Пробегают» пальчиками по руке до плеча.
Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
Бабушка Ульяна: Итак, за работу. Что вам потребуется для этой работы?
Дети: Краски, кисти, вода.
Бабушка Ульяна: Как правильно работать с краской?
Дети: Промывать хорошо кисточку, просушить о салфетку перед тем, как набирать другую краску. Если много краски отжать о край баночки.
(Бабушка Ульяна показывает алгоритм рисования). Как держать кисточку, как рисовать тонкие линии – концом кисти, потолще – всем ворсом, волнистые линии – кисточку перемещать то вверх, то вниз плавно, круги - всем ворсом кисти безотрывными линиями. Обратить внимание на сочетание цвета белый – чёрный.
Дети рисуют под негромкую русскую мелодию.
Заключительная часть
Бабушка Ульяна: Внимательно посмотрите на свои работы, как узнать, что это каргопольская игрушка?
Дети: На груди игрушки нарисовано солнышко.
Бабушка Ульяна: Сегодня вы все были настоящими художниками, учились делать красоту, чтобы подарить радость другим. Я видела, как вы все старались сделать своё дело как можно лучше, учились быть трудолюбивыми. Спасибо вам! Я люблю таких помощников и жду вас ещё к себе в гости. А на память хочу подарить вам вот этого медведя (дарит детям каргопольскую игрушку).
А чтобы все видели ваши работы, давайте поместим их на карусель, пусть все любуются! (дети размещают свои работы, благодарят бабушку Ульяну за гостеприимство).
Звучит колокольный звон. Дети, попрощавшись, возвращаются.
Поощрение детей.