Арефьева Наталья Викторовна
Конспект ООД в средней группе «Перелетные птицы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
гп. Междуреченский
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Конспект
организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
с воспитанниками средней группы
Составила: Арефьева Н. В., воспитатель
средняя группа №2
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Познакомить детей с обобщающим понятием «перелетные птицы», с внешним видом и отличительными признаками; объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, где живут и чем питаются перелетные птицы; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы: презентация «Перелетные птицы», карточки с изображением птиц, мольберт, мяч, настоящее крыло и гнездо птицы, маленькая птичка, запись пения птицы, звуки леса, фонограмма веселой музыки, сюрприз от педагога.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, д/и «Какой? Какая?», «У кого – что», «У кого – кто?».
Ход занятия:
1. Оргмомент. (На экране слайд 1)
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:
(слайд 2) Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца…
(слайд 3) Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени) (слайд 4)
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)
- Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами.
2. Сюрпризный момент.
- Слышите, ребята, птичка поет. Она у нас за окном сидит. Наверное, что-то случилось, давайте откроем окно и спросим у нее.
(Вносится птичка из окна)
- Что случилось, милая птичка? Она прощебетала мне, что случилась беда. Ее сосед – соловей – потерял свое крыло и теперь он не может улететь со всеми перелетными птицами в теплые страны, он может замерзнуть, если останется у нас. Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать для соловья? А вы хотели бы помочь? Тогда нам нужно выполнить задания и мы обязательно найдем крыло соловья. Но для этого нам нужно попасть в лес. Покружились, покружились и в лесу мы очутились! (Звуки леса, слайд 5).
3. Первое задание «Загадки». (При отгадывании загадки, выставляется картинка птицы на мольберт)
- Каких птиц вы знаете?
- Почему некоторых птиц называют зимующими?
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
1. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Часто аист делает свое гнездо рядом с жильем человека. Гнездо у аиста всегда большие.
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его (Скворец)
Скворец – маленькая птица, черного цвета, он всегда выводит свое потомство в скворечниках, которые для них делают люди.
3. Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)
Грач – большая черная птица, у него большой мощный клюв для того, чтобы доставать глубоко из-под земли червячков. Он прилетает к нам весной самый первый.
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Ласточка – маленькая птичка, она прилетает к нам с теплой весной. Начинает строить свое гнездо под крышами или балконами домов из глины и травы. А еще у ласточки необычный хвост – «двойной».
5. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Лебедь, журавль, цапля, соловей)
- Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью с родителями улетают в тёплые края.
4. Второе задание «Части тела птиц», игра «Опиши птицу». (слайд 6)
- Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв). Аня, покажи, пожалуйста, где у нашей птички клюв? (Дети по очереди показывают части тела птицы).
- А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать грача? Какой он? (Дети по желанию выходят и описывают птиц).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (Не знаем) Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, начинают очень много кушать, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Многие птицы улетают «стайками» (слайд 7, все вместе; а некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» (слайд 8, в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» (слайд 9, в одну линию. Это зависит от повадок птиц. А еще птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
5. Физминутка «Эта птичка соловей».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко (Поочередно загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца).
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).
6. Третье задание – подвижная игра «Зимующие и перелетные».
- Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас я это проверю, поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы». (Проводится под фонограмму веселой музыки.)
- Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. (Дети идут под музыку и поют). «Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать». (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Молодцы!
7. Четвертое задание – упражнение «Чей птенец?» (с мячом) на образование супплетивных форм существительных.
- Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? Хотите посмотреть на настоящее гнездо? (Показ гнезда; если нет гнезда, то показать на слайде)
- А вы знаете, у каких птиц, какие птенцы? Давайте с вами поиграем в игру «Чей птенец?». Присаживайтесь на полянку по кругу. У грача - грачонок и грачата. У скворца - скворчонок и скворчата. (И так далее по кругу.)
- Умницы! Следующее задание.
8. Пятое задание – упражнение «Скажи одним словом».
- Ребята, я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Птичка очень довольна вами.
9. Итог, рефлексия.
- Ребята, пока мы с вами играли и выполняли задания, наша птичка облетела на полянке все деревья и кусты и нашла крылышко соловья. Смотрите, вот оно, спряталось под осенними листочками.
(Показ настоящего крыла птицы).
- Бери, птичка, крыло и лети скорее к своему соседу. Летите в теплые страны. А весной мы будем ждать вас обратно. До свидания!
- Ну а мы с вами, ребята, должны вернуться в детский сад. Покружились, покружились и в садике очутились! (Звуки леса затихают).
- Ребята, скажите, пожалуйста, о ком сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали?
- Кто помнит строение тела птиц?
- Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением).
- Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений).
- Что случится, если птицы исчезнут?
- Слышите, опять птички поют. (Пение птиц). Это соловей кричит нам «Спасибо, ребята! До скорых встреч весной!»
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! И я приготовила для вас сюрприз. (Любой, на что способна фантазия педагога).
10. Переход к другой деятельности.
- Давайте нарисуем перелетных птиц.