Ирина Паринова
Конспект ООД «Необыкновенные приключения Золотой рыбки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление о том, как рыбы приспосабливаются к жизни в природных условиях. Уточнить знания об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем, питаются, как передвигаются, о хищных и «миролюбивых» рабах. Продолжать воспитывать любовь к природе. Развивать воображение, логическое мышление. Учить разрешать противоречия. Прививать эмоциональную зоркость, чуткость к психологическому состоянию окружающих. Развивать познавательные и речевые умения детей.
Публикация «Конспект ООД „Необыкновенные приключения Золотой рыбки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением речного дна, щуки, сома, плотвы, окуня, золотой рыбки, две банки с чистой и мутной водой, две рыбки игрушечные, графические символы настроения, кольца Лулия, живой мотыль.
Предварительные работы: Наблюдение за аквариумными рыбками. Беседы на темы: что такое водоем, кто в нем обитает, как называются рыбы, каковы особенности их настроения и образа жизни.
Ход занятия: Давайте, дети, поприветствуем наших гостей. Улыбаемся им и друг другу.
«Солнышко красно, гори, гори ясно
В небе пташкой поплыви
Нашу землю оживи
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови».
(Встали в круг, потянули руки к солнышку, опустили к земле, взялись за руки). Занятие проводится сидя на ковре.
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам необычную историю. О ком - догадайтесь.
«Вильнет хвостом
Туда- сюда
И нет ее
И нет следа».
Дети: Рыба.
Воспитатель: (Рассказывает историю, показывая иллюстрации).
Одному мальчику подарили Золотую рыбку. Возвращаясь, домой вдоль реки он любовался подарком, а рыбка спокойно плавала в банке. Мальчик так увлекся, что не заметил корягу, споткнулся и упал. Банка разбилась, рыбка исчезла в реке. Как ни старался он ее разглядеть в воде, не смог. Как вы думаете, дети, какое настроение было у мальчика, когда ему подарили рыбку?
Дети: Радостное.
Воспитатель: Давайте попробуем показать радостное настроение (импатия). (Одного ребенка попросить показать графическое изображение).
- А какое стало настроение, когда он потерял рыбку? Давайте сделаем такое настроение. (Грустное, импатия, показать графическое изображение).
- А Золотая рыбка никак не могла понять, куда она попала.
- Какое у нее было настроение (импатия, графическое изображение).
Дети: Удивление.
- Итак, Золотая рыбка попала в реку. Это хорошо. Почему?
Дети: Она не порезалась осколками стекла; осталась жива; узнает обитателей реки; подружится с кем ни будь; в реке не в банке - простор.
Воспитатель: В реку попала Золотая рыбка. Это плохо. Почему?
Дети: В реке холодная вода; сильное течение, нужно все время работать плавниками; река глубокая, темно; много неизвестного, незнакомого.
Воспитатель: Как вы думаете, где жила рыбка раньше?
Дети: в доме человека, в аквариуме.
Воспитатель: А хорошо ей там было?
Дети: Хорошо. Там тепло, светло, в аквариуме вода чистая, всегда ее вовремя кормили.
- Давайте найдем на картинке для рыбок, лягушке свой дом (кольца Лулия).
Воспитатель: Скажите, а в реке есть места с теплой водой?
Дети: Около берега, где мелко и солнце прогревает воду.
Воспитатель: Пока рыбка смотрела по сторонам, мимо нее пронеслась стая небольших серебристых рыбешек с красными глазами, и красными плавниками. Они были похожи на капельки воды, сверкавшие на солнце. Что это за рыбешки?
Дети: Плотва.
Воспитатель: Плотвички, окружив незнакомку, удивлялись ее яркому наряду. Самая любопытная подплыла к ней и сказала: «Какая ты смелая, не боишься одна плавать». А Золотая рыбка просто не знала, кого ей нужно боятся. Плотвички пригласили Золотую рыбку подкрепится.
- Чем питаются рыбы?
Дети: Червяками.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла. Эти червячки называются мотыль. Их много на дне реки в иле. Ими питаются рыбы. (Рассмотреть). Давайте покормим наших рыб. Рыбки наелись, повеселели, стали играть. Поиграв, Золотая рыбка вильнула хвостом и поплыла к лежавшей на дне палке. Палка вдруг зашевелилась и быстро поплыла к плотвичкам. Как вы думаете, что это?
Дети: Щука.
Воспитатель: Как плотве спастись от щуки?
Дети: Плыть на мелкое место, плыть в разные стороны.
Воспитатель: Тем временем самая смелая плотвичка подплыла к Золотой рыбке и посоветовала ей спрятаться на илистом дне. Почему?
Дети: В мутной воде рыбку трудно заметить.
Воспитатель. (Демонстрирует элементарный опыт). Дать определение чистой воды, как из чистой воды получить грязную? Опускает одну игрушечную рыбку в банку с чистой водой, а другую в банку с мутной. (Можно привлечь детей).
Воспитатель: Золотая рыбка обрадовалась тому, что может избежать опасности, и направилась к месту, где вода была мутной. В это время в воде показались необычные рыбы, горбатые, на верхних плавниках иголки, как у ежа. Кто это?
Дети: Окуни.
Воспитатель: Щука заметила их, махнула мощным хвостом и острыми зубами схватила зазевавшегося маленького окунька. Одно мгновенье и щука, сжав голову окунька зубастой пастью, исчезла в зарослях.
- Вам жалко окунька?
Дети: Жалко.
Воспитатель: Как же быть? Ведь щука должна есть рыбу (это ее пища) и не должна, чтобы все рыбы были целы.
Дети: Щука должна есть слабых и больших рыб.
Воспитатель: Щука – это плохо, почему?
Дети: Она хищник, из-за нее мелким рыбешкам неспокойно.
Воспитатель: Но щука это и хорошо. Почему?
Дети: Щука – санитар, она необходима для нормальной жизни обитателей рек и озер. Щука, прежде всего, нападает на больших рыб, не давая другим, заразится и умереть.
Воспитатель: Много рыбы в реке это и хорошо. Почему?
Дети: Ее можно ловить даже руками.
Воспитатель: Но много рыбы в реке это и плохо. Почему?
Дети: Они съедят весь корм, больные рыбы будут заражать здоровых, загрязнится вода.
Воспитатель: Да и купаться в такой воде будет нельзя. А вы умеете плавать? (Физкультминутка на укрепление позвоночника, плаванье брасом на ковре). Давайте покажем, как люди плавают. А теперь покажем, как плавают рыбки. Игры под музыку прибоя.
«Плавают рыбешки
В нашей речке быстрой
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро
Рыбки-рыбешки все хороши :
Папы и мамы, и малыши».
«Мы стайка рыбок» - Плывем молча, ведь рыбки молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть щука. Вот она плывет к нам. (Воспитатель изображает щуку). Рыбки быстро «разбегаются», щука старается их поймать. А теперь мы большие киты. Плывем медленно, не торопимся, широко раскрываем рот, глотаем воду. В ней много маленьких рачков, мы их едим, выпускаем фонтанчики «фу-фу». Мы большие, добрые киты, никого не обижаем, никого не боимся. Вдруг на горизонте показался китобойный корабль, нам нужно спрятаться. Мы набрали побольше воздуха и нырнули глубоко (присели, чтобы люди нас не нашли. Корабль уплывает, и мы выныриваем.
Воспитатель: Тем временем наша Золотая рыбка вновь почувствовала голод. На сей раз, она решила самостоятельно поискать корм. Плывя по дну, увидела червячков. Только решила ими полакомится, как вдруг прямо перед нею открылась огромная усатая пасть. Испугавшись, Золотая рыбка уплыла за камешек, и оттуда начала наблюдать за неизвестной ей рыбой. А вы догадались, что это за рыба с усами?
Дети: Сом.
Воспитатель: Действительно, это был сом. Большой домосед. Любит глубокие ямы и лишь ночью «выходит» на охоту. Он медлительный и неповоротливый, от него легко уплыть. А зимой он и вовсе не опасен: забьется как можно глубже, и ничего не ест. Золотая рыбка решила плыть к берегу к плотвичкам, которые продолжали весело развиться.
А мальчик все ходил по берегу, не терял надежды отыскать свою Золотую рыбку. И вдруг среди маленьких серебристых рыбешек он увидел ее, поймал сачком, пустил в банку с водой, и быстро пошел домой. Вот так и окончилось необычное приключение Золотой рыбки.