Елена Ерошенко
Конспект ООД «Рассматривание картины «Иван царевич на сером волке» В. Васнецова в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД на тему «Рассматривание картины «Иван царевич на сером волке» В. Васнецова
Тема: рассматривание картины «Иван царевич на сером волке»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социальтно – коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект ООД „Рассматривание картины „Иван царевич на сером волке“ В, Васнецова в подготовительной группе» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: ознакомление детей с творчеством художника В. М. Васнецова.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей умение "читать" картину; уметь определять настроение картины;
Развивающие: развивать умение находить слова с заданным звуком, находить слова с заданным звуком в предложенных картинках; развивать выразительные средства речи, умение использовать образные определения, эпитеты, метафоры для описания картин.
Воспитательные: воспитывать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.
Целевые ориентиры: ребенок ориентирован на сотрудничество; проявляет эмоциональную доброжелательность; проявляет готовность к действию.
Средства реализации: наглядные – иллюстрация картины В. М. Васнецова «Иван – царевич на Сером волке», книга с репродукциями картин; мультимедийные – презентация к занятию, фрагмент мелодии «Баба Яга» Лядова; вербальные – общение с детьми.
Словарная работа: закрепление знаний слов: сюжет, картина.
Методика проведения
I. Вводная часть.
Мотивационно – побудительный этап деятельности
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным художником. Это Виктор Михайлович Васнецов. Он родился в семье священника. Его детство прошло в селе, окруженном могучими дубами и стройными соснами, среди простых людей. Он любил слушать их песни и сказки, уже тогда Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим, а ее тайну нам поможет разгадать музыка.
Звучит фрагмент "Баба Яга» Лядова.
Воспитатель: О каком настроении картины, нам рассказала эта музыка?
Дети: О тревожном, страшном, мрачном.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, правильно мы разгадали тайну?
Перед детьми предстает иллюстрация картины "Иван-царевич на Сером волке".
Дети: Правильно.
II. Основная часть.
Организационно – поисковый этап деятельности
Воспитатель: Картина называется "Иван-царевич на Сером волке". А сюжет подсказан народной сказкой "О жар птице", приносящей людям счастье. Давайте представим, что мы идем по лесу, и чем дальше, тем темнее становится в нем. пробираться между деревьями становится все труднее и труднее, сучья цепляют нашу одежду и не дают идти вперед. И вот мы оказались в самой глухой чаще, в непроходимом дремучем лесу. Каким мы видим лес на этой картине?
Дети: Лес страшный, мрачный, дремучий.
Воспитатель: Посмотрите, какие деревья? На кого похожи?
Дети: Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно столетние старики, обросли седым мхом и лишайниками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что под ногами?
Дети: Я вижу болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой осокой, как серый волк с ходу его перепрыгивает.
Воспитатель: Давайте посмотрим на верхнюю часть картины. Как здесь художник подчеркивает о общее настроение картины?
Дети: Здесь еще более жутко. Кажется, страшно гудит ветер. Тут такая глушь, что не услышишь пение птиц.
Воспитатель: Да. Посмотрите, тут только одни краснобровые тетерева сидят на ветке старого замшелого дерева и никто не заглядывает в эту глушь. Но, а это что? (просвет показать рукой)
Дети: Свет.
Воспитатель: Да это вечерняя заря, она тускло освещает дальние деревья и вселяет надежду на лучший исход. И вдруг перед нами деревья как-будто расступились, и кого художник изобразил в центре картины?
Дети: Серого волка несущего на спине Ивана-царевича и Елену Прекрасную.
Воспитатель: Давайте посмотрим на серого волка. Какой он?
Дети: Волк большой, мощный. У него широкая грудь, жесткая серебристая шерсть, пасть раскрыта, язык высунут, уши пригнуты к короткой шее.
Воспитатель: Как движется волк?
Дети: Быстро, он высунул язык, запыхался.
Воспитатель: А еще, какими средствами художник нам это показывает?
Дети: Волк несется так быстро, что меч Ивана-царевича далеко откинулся назад и ударяется о стволы деревьев.
Воспитатель: Давайте рассмотрим следующего героя картины - Ивана-царевича. Что можно сказать о его характере? Какой он?
Дети: Храбрый, смелый, сметливый, благородный, встревоженный, с добрым отзывчивым сердцем.
Воспитатель: Расскажите об одежде Ивана-царевича.
Дети: Одет Иван-царевич в полукафтан из узорчатой ткани с золотыми нитями, на руках узорные перчатки, на голове - шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сапожки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим царевну Елену Прекрасную. Какая она? Что можно сказать о ее характере?
Дети: Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою голову на плечо Ивана-царевича. Она очень молодая, неопытная, беспомощная. Вся ее поза выражает покорность и тревогу.
Воспитатель: Расскажите, как одета Елена Прекрасная?
Дети: У Елены светло-голубое длинное платье с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу. Шапочка украшена драгоценными
камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.
Воспитатель: Их богатые по-царски нарядные, пышные одежды хорошо выделяются на фоне таинственного, мрачного, черного леса. Какое настроение возникает, когда смотришь на это произведение?
Дети: Мрачное, тревожное.
Воспитатель: Отчего возникает состояние тревоги?
Дети: Тревожно изображены позы и лица героев. Написана картина темными красками.
Воспитатель: Глядя на героев картины, кажется, что их вот-вот догонят. Враждебный недобрый лес обступил путников со всех сторон. Зловеще причудливые ветви, напоминающие костлявые руки Бабы-Яги, вековые деревья-великаны - они надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы, того гляди, вырвут у царевича его драгоценную ношу. Поэтому на картине обязательно должны быть предметы, в которые герои могут превратиться, чтобы спрятаться от врагов. Найдите их.
(Подсказки: ветка яблони, неожиданно расцветшая в мрачном лесу, белые кувшинки на воде.)
- Найдите, также, того, кто будет мешать им под болотной кочкой, кто попытается схватить за ногу бегущего волка. (Коряга в нижнем левом углу.)
III. Заключительная часть.
Рефлексивно – коррегирующий этап деятельности
Вывод
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами рассмотрели картину замечательного художника В. М. Васнецова. Скажите, а что же мв сегодня узнали об этом художнике?
Дети: Он родился в семье священника. Его детство прошло в селе, окруженном могучими дубами и стройными соснами, среди простых людей. Он любил слушать их песни и сказки, уже тогда Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим, а ее тайну нам поможет разгадать музыка.
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, а скажите, картину какого художника мы с вами сегодня рассмотрели? А как называется эта картина? Посмотрите еще на картину. Какие чувства она вызывает? Какими средствами художник добился передачи настроения в своей картине? Понравилась картина? Объясни почему. Хотите посмотреть еще картины этого художника? (Предлагаю книгу с репродукциями художника)