Аристова Олеся Валерьевна
Конспект ООД на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по проведению лексико-грамматических упражнений
на тему: «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: расширить и закрепить представления детей о посуде и её назначении.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД на тему „Посуда“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
1. Образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме. - Обогащать словарь за счет обобщающих понятий (кухонная, столовая и чайная посуда). - Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать прилагательные от существительных. - Образование относительных прилагательных.
2. Развивающие. - Совершенствовать мелкую моторику.
- Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память и мышление.
3. Воспитательные. - Формировать положительную установку на участие в занятии. - Формировать навыки взаимодействия друг с другом. - Воспитывать навыки активности, инициативности и самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды; мяч, муляжи посуды, волшебный мешочек, разрезные картинки-чашечки.
Литературный источник:
Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.
Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2009. – 448 с.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. (Дети по очереди опускают руки в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол).
Воспитатель: Молодцы. Вы все предметы угадали правильно. А теперь подумайте и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом.
Дети: Посуда.
Воспитатель: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вы наверно уже догадались, о чем сегодня пойдет речь, конечно же, о посуде.
(Дети садятся полукругом у доски).
2. Беседа о посуде
(Воспитатель раскладывает на доске в три ряда картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной).
Воспитатель: Какая посуда находится в верхнем ряду?
Дети: Кухонная – сковорода, ковш, кастрюля.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Где стоит такая посуда?
Дети: На плите.
Воспитатель: Верно. Перечислите, какая посуда находится во втором ряду?
Дети: Тарелки, хлебница, солонка. Это столовая посуда.
Воспитатель: Верно. Этой посудой пользуются во время обеда. Где стоит столовая посуда?
Дети: На столе.
Воспитатель: Правильно. Перечислите, пожалуйста, какая посуда находится в нижнем ряду?
Дети: Чайная посуда – сахарница, чашка, блюдце.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Где должна стоять чайная посуда?
Дети: В шкафу.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте рассмотрим посуду, которую вы достали из волшебного мешочка. И постараемся рассказать о ней. Из каких частей состоит предмет, что в нем делают.
(Воспитатель показывает посуду, дети рассказывают, из каких частей состоит предмет и для чего он нужен).
Воспитатель: Ребята, что это за предмет?
Дети: Чайник.
Воспитатель: Из каких частей состоит чайник?
Дети: У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка.
Воспитатель: Что в чайнике делают?
Дети: В нем кипятят воду.
(Аналогично с другой посудой: кастрюля, сковорода, чашка, заварочный чайник).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
3. Лексико-грамматические упражнения
Игровое упражнение «Из чего сделан предмет?».
Воспитатель: Ребята, посуда сделана из разных материалов.
Кастрюля сделана из металла, какая она?
Дети: Металлическая.
Воспитатель: Чашка сделана из фарфора, какая она?
Дети: Фарфоровая.
(Дети аналогично отвечают на вопросы: Стакан сделан из стекла, какой он? Ложка сделана из дерева, какая она? Сковорода сделана из железа, какая она? Кружка сделана из керамики, какая она? Тарелки сделаны из глины, какие они).
Игровое упражнение «Где живут продукты?»
Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить продукты в соответствующую посуду.
Воспитатель показывает продукты, дети отвечают где они живут.
Сахар живет. (в сахарнице)
Хлеб живет. (в хлебнице)
Салат живет. (в салатнице)
Масло живет. (в масленке)
Перец живет. (в перечнице)
Конфеты живут. (в конфетнице)
Сухари живут. (в сухарнице)
Соль живет (в солонке).
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием правильно. Теперь отдохнем. Встаньте в круг.
Физкультминутка «Помощники»
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают)
Будем маме помогать. (Хлопают в ладоши)
Быстро чашки мы помыли, (Круговые движения ладонями)
Про тарелки не забыли. (Круговые движения ладонями)
Всю посуду мы убрали, (Разводят руками в стороны)
Очень сильно мы устали. (Ставят руки на пояс).
Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.
Воспитатель: Ложка чистая.
Дети: Ложка грязная.
Воспитатель: Тарелка глубокая.
Дети: Тарелка мелкая.
Воспитатель: Чашка большая.
Дети: Чашка маленькая.
Воспитатель: Сковорода тяжелая.
Дети: Сковорода легкая.
Воспитатель: Ножик старый.
Дети: Ножик новый.
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.
Игровое упражнение «Назови ласково»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам предметы посуды, а вы должны назвать его ласково. – чашка.
Дети: Чашечка.
(Аналогично с другими картинками: ложка-ложечка,
половник-половничек, блюдце-блюдечко, кастрюля-кастрюлька, нож-ножичек, вилка-вилочка).
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Следующее задание на внимание. Я буду показывать вам карточки, на которых изображены 4 предмета, а вы должны найти какой предмет лишний и почему.
(Дети называют лишнюю посуду и объясняют, почему она лишняя).
- Стакан, стол, тарелка, ложка.
- Ложка, вилка, чашка, нож.
- Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.
- Большой чайник, кастрюля, сковорода, заварочный чайник.
- Миска, сковорода, кастрюля, чашка.
Пальчиковая гимнастика «Мои помощники»
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга).
(Воспитатель просит детей пройти за столы).
Игра «Разбитые чашки»
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое я прочту.
На завтрак Наташе
Сварили две каши.
На выбор две каши
Для нашей Наташи.
Не стала есть кашу
Каприза Наташа.
Разбила тарелку
Вертушка Наташа.
Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить тарелочку, которую разбила Наташа. Она выглядит вот так, как эта тарелка на картинке.
(Дети собирают разрезные картинки по образцу. Воспитатель помогает, если это необходимо).
Воспитатель: Молодцы, какая красивая тарелочка у вас получилась.
4. Итог занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили, какая игра понравилась больше, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.