Ольга Гришина
Конспект ООД «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя Родина – Россия»
Цель. Формирование основ гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о России, как о государстве, в котором мы живем;
- закрепить знания детей о государственной символике страны: герб, гимн, флаг; о русских народных промыслах;
- обогатить представления детей о народах, которые проживают в России;
- развивать познавательные способности детей: внимание, память, восприятие, мышление.
Публикация «Конспект ООД „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, к символам России;
уважение и дружеское отношение к другим народам, к их культуре.
Ход
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
На телефон воспитателя неожиданно приходит СМС.
(Вам пришло видеописьмо.)
На экране обращение воспитателя средней группы с просьбой к детям.
«Здравствуйте ребята! Я воспитатель средней группы нашего детского сада.
Вчера на занятии по рисованию мы с ребятами расписывали силуэты игрушек дымковской росписью, и дети стали мне задавать разные вопросы о нашей стране. Послушайте вопросы, которые появились у моих ребят и постарайтесь на них ответить.»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы ответить на вопросы и рассказать о нашей стране? (Ответы детей)
А для того, чтобы наш рассказ ребята услышали, я поставлю камеру.
Ребята, внимательно слушайте вопросы, за каждый правильный ответ- вы будете получать фишку. Потом мы посчитаем и сможем узнать, кто из вас больше всех знает о стране, в которой мы живем.
Итак, давайте послушаем первый вопрос.
Вопрос
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Наша страна большая или маленькая?
Предполагаемые ответы:
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель:
Мы с вами живем в России, значит, мы кто? (Россияне)
Дети: Наша страна очень большая.
Воспитатель: Конечно, ребята, это так.
Слайд Карта России
Вот она Россия,
Наша страна.
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем!
Посмотрите на карту. Как много места занимает Россия. Это огромная страна, самая большая в мире. Я сейчас проведу указкой по границе России, и границе других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территория других стран меньше России.
Воспитатель:
Что вы можете рассказать о территории нашей Родины?
Предполагаемые ответы детей:
Когда на севере идет снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, то на юге в это же время цветут цветы, можно купаться и загорать.
Когда на одном конце страны наступает утро. И люди только проснулись и собираются идти на работу, в детский сад, то на другом конце страны уже вечер, пришли домой, готовятся ложиться спать.
Если мы захотим проехать нашу страну из края в край. То на поезде эта дорога от Москвы до Владивостока займет целую неделю, а на самолете придется лететь сутки.
Воспитатель:
Якут, что на Севере Крайнем живет.
Нам скажет: в ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда.
А мальчик из Сочи задорно хохочет:
Да что вы! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы!
И кто из них прав? Правы оба, понятно;
Россия огромна, сильна, необъятна!
Вот такая Россия – любимая наша страна
Подумаем вместе, какая она.
Игра «Подбери слово»
Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, необъятная, гордая, мужественная, родная, прекрасная, бескрайняя, могучая.
Итак, слушаем еще вопрос.
- Мы живем в городе Фокино, какие города вы еще знаете?
Воспитатель: Хороший вопрос. Ребята, вспомните и назовите города, которые вы знаете. Отвечая на этот вопрос можно получить несколько фишек.
(Дети называют города)
- Молодцы, много городов вы знаете.
В каждой стране есть главный город – столица.
Как называется столица России? (Москва).
Давайте посмотрим, есть ли еще вопросы.
Вопросы:
- У нас в группе есть небольшой флаг России, а Татьяна Алексеевна еще говорит триколор. Почему так?
Предполагаемые ответы детей:
Потому что российский флаг трехцветный. Три полосы – белая, синяя, красная.
Белый цвет – это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы и мужества.
Воспитатель: Слушаем следующий вопрос.
Вопрос:
- Я люблю петь песни, дома могу петь целый день. Интересно, а есть самая главная песня?
Дети: Самая главная песня нашей страны – гимн.
Воспитатель: Когда мы можем его слышать?
Дети: На военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны.
Воспитатель: Ребята, еще у каждой страны есть герб. Что вы можете сказать о гербе России.
Дети: На гербе России на красном фоне изображен двуглавый орел. Россия – огромная страна, поэтому одна голова смотрит на запад, другая - на восток. Это обозначает, что наша страна большая, но едина. В одной лапе орла скипетр, в другой держава. На груди орла щит. На щите – Георгий Победоносец, который пронзает дракона копьем. Дракон символизирует зло.
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно ответили на вопросы.
Воспитатель:
Как и у любой другой страны, есть символы, которые объединяют всех граждан, и они ими гордятся.
- Чтобы проверить ваши знания о символах нашего государства, я предлагаю принять активное участие в видеовикторине «символы государства».
За правильный ответ получите фишку.
Видео - викторина «Символы государства»
- Молодцы, ребята. Вы готовы услышать следующий вопрос?
Вопрос:
- Кто такие чукчи?
Дети: Это жители Чукотки. Чукотка находится на Крайнем Севере.
Воспитатель: Правильно.
Там почти всегда зима, а лето очень короткое и не такое теплое как у нас. Поэтому люди ходят там в меховой одежде.
Воспитатель:
Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ –
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России?
(Больше ста восьмидесяти).
А чем народы отличаются друг от друга?
Предполагаемые ответы детей:
Они могут отличатся внешностью. Например. У одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза карие, узкие глаза.
Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак – чак – жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для гостей приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят блинами.
Воспитатель:
У народов России свои особые национальные костюмы.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Одень куклу в национальный костюм».
Ваша задача одеть куклу и найти пару.
Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Воспитатель: Молодцы, ребята, Всех кукол не только одели в национальную одежду. Но и смогли найти им пару.
Яркая и самобытная культура России проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были элементом праздничных мероприятий. Многие игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в русскую народную игру.
Народная игра «Гори, гори ясно…»
Воспитатель:
Как мы уже сказали, в России проживают и русские, и татары. И чукчи. И буряты. И еще многие народы.
У каждого народа есть свои праздники обычаи, которые пришли из глубины веков. И всех нас объединяет доброе отношение друг к другу, уважение традиций каждого народа.
Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.
Обычаями мы называем какие – либо установившиеся правила.
Давайте вспомним Русские народные праздники:
(картинка-слайд) Рождество
По домам ходят ряженые. Они поют рождественские песенки – колядки и получают угощение.
(картинка-слайд) Масленица
На масленицу пекут блины, сжигают соломенное чучело Масленицы, песнями и хороводами приветствуют весну.
(картинка-слайд) Пасха
В праздник Пасхи красят яйца, готовят творожную Пасху, пекут куличи.
(картинка-слайд) Праздник Ивана Купалы
Летний праздник Ивана Купалы прославляет воду и солнце. В этот день принято купаться, обливать друг друга водой, жечь костры.
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. В Сабантуй устраивают множество соревнований и разные шуточные состязания: бой мешками, бег с ведрами, наполненными водой, перетягивание каната.
У каждого народа свои народные традиции, свои песни, сказки.
Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Есть праздники, которые отмечают все граждане России.
Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.
Дед Мороз принес подарки.
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год)
(картинка-слайд) Новый год
Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День … (защитника Отечества).
(картинка-слайд) День защитника Отечества
Если нам куда – то надо.
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта…
А весной мы встретить рады
Женский день… (Восьмое марта).
(картинка-слайд) Международный женский день
Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник… (весны и труда).
(картинка – слайд)
Идет парад, гремит салют,
Звучат оркестры там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы).
(картинка-слайд) День Победы
В летний день 12 июня наша страна отмечает день рождения. (картинка – слайд) Этот праздник называется … (День России).
4 ноября мы празднуем День народного единства, потому что сила России в единстве ее народа.
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине.
Мы сейчас поиграем в игру с мячом «Продолжи пословицу»
- Жить -. (Родине служить).
- Кто за родину горой,. (тот истинный герой).
- Человек без Родины, … (что соловей без песни).
- Родина – мать, … (умей за нее постоять).
- Для Родины своей ни сил, … (ни жизни не жалей).
- Родимая сторона – мать, … (чужая – мачеха).
- Родина краше солнца, … (дороже золота).
- Одна у человека мать, … (одна и Родина).
- Нет ничего на свете краше, … (чем родина наша).
- Кто любит Родину, народ, тот … (настоящий патриот).
Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
Воспитатель:
Россия издавна славилась своими мастерами и рукодельницами. Они стремились создать не только практичные, но и красивые предметы.
Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами нашей страны. Таких изделий нет больше нигде, их делают только в России. Поэтому гости, которые приезжают из разных стран мира, обязательно стараются привезти на память из России предметы русских народных промыслов: матрешку, хохломскую и гжельскую посуду, жостовские подносы.
И мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость.
Я хочу вам предложить карточки, на которых изображены предметы народных промыслов.
Ваша задача найти и выделить все предметы какого – либо промысла. А какого, вам подскажет картинка вверху карточки.
Игра – находилка «Народные промыслы»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете. Мы ответили на вопросы детей средней группы?
- Я тоже думаю, что мы свами рассказали много интересного о нашей Родине – России.
Сейчас, я хочу предложить вам сделать подарок для ребят карту «Моя страна – Россия». Я думаю они будут рады.
Подойдите к столу, внимательно рассмотрите картинки, которые помогают нам без слов рассказать об особенностях и богатстве нашей страны.
Давайте расположим их в соответствующие места и наклеим.
Коллективная аппликация «Моя страна – Россия»
Вот такой плакат- карта у нас получился. Мы его отдадим Татьяне Алексеевне, и он поможет рассказать детям все, о чем мы с вами сегодня говорили.
Воспитатель:
Я рада, что вы так много знаете о нашей стране и я уверена, что вы сможете сделать нашу Родину крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, учиться и узнавать много нового и интересного, мечтать и стремиться к цели.
Рефлексия:
А теперь, ребята, возьмите свои флажки и если:
- вам всё понравилось, у вас все получилось, было интересно на занятии, то поднимите свой флажок вверх;
- если вы немного устали и у вас что-то не получилось, то опустите флажок.
Как здорово, что все ваши флажки подняты. Я очень рада, что у вас все получилось.
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Мы с вами знаем хорошие слова
«Если дружба велика –… (будет Родина крепка»).
Все работали очень хорошо. Молодцы!
Заработали много фишек, которые останутся вам на память о нашем занятии.