Ирина Веригина
Конспект ОД «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление о круговороте воды в природе.
Задачи:
Обучающие:
Формировать систему знаний о воде, свойствах.
Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).
Закреплять навыки безопасного поведения.
Развивающие:
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
Методы и приё мы:
Практические – проведение опытов.
Наглядные – показ.
Словесные – объяснение, беседа, рассказывание.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок, загадок о воде, беседы о состояниях воды.
Оборудование и материалы:
Макет «Круговорот воды в природе», коробка, письмо от Водяного, халаты, термос с горячей водой, зеркало, лед, контейнеры с землей, песком, глиной, емкости с водой, контейнер с трубкой, значки «Юные исследователи».
Ход ОД
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Но перед тем, как начать заниматься, давайте встанем в круг и выполним одно упражнение, которое поднимет нам настроение.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
- Дети, ой, что утром было…
Я же вам сказать забыла.
Только в садик к вам зашла,
Я коробочку нашла.
(Воспитатель показывает детям красивую коробку.)
- Хотите узнать, что в ней находится? (Ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, а если бы вы нашли в детском саду или на улице незнакомую, пусть даже очень красивую коробочку, стали бы вы ее открывать? (Ответы и рассуждения детей)
- Запомните, ребята: если вы найдете незнакомый коробку в детском саду или на улице, самостоятельно ее открывать не надо. Надо сказать об этом взрослым. Потому что внутри коробки могут быть очень опасные предметы.
- Но давайте вернемся к нашей коробке. Она не простая, а волшебная. Ее можно открыть, только если отгадать загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
(На коробке могут быть картинки-подсказки, которые помогут отгадать загадку.)
В коробке письмо и макет «Круговорот воды в природе» с недостающими элементами.
- Ребята, посмотрите, в нашей коробке есть письмо и какой-то предмет.
- Давайте прочитаем от кого это письмо.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Водяной. Я не простой, а самый главный. Я водой руковожу. Я очень ответственный и всегда проверяю, вся ли вода на месте. Дело это серьезное, и чтобы не запутаться и ничего не забыть, у меня есть вот такой предмет, макет называется. Но, случилась беда: я пришел в свою водяную лабораторию, а макет мой сломался, части его потерялись. Я пробовал считать воду без него: переливал ее из полной банки в пустую. Как не считал, а воды не хватает. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Помогите мне отремонтировать мой макет и узнать, что с водой случилось, куда она потерялась.
- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (Предположения детей)
- Давайте поможем Водяному со всем разобраться.
- А искать части макета и потерянную воду мы с вами будем в лаборатории.
- А вы знаете, что такое «лаборатория»? (Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты.)
- Сегодня мы тоже будем учеными.
- Как вы думаете, что нам понадобится для проведения опытов? (Предположения детей)
- Для проведения опытов нам понадобится специальная одежда и некоторые материалы.
- Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. (Дети надевают халаты и проходят к столам).
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт № 1 «Как происходит испарение».
- Ребята, посмотрите, что стоит на столе? (Термос)
- Если это термос, то значит в нем что-то горячее.
- Вы можете сами его открыть? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
- Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
- Интересно, что в нем может быть? Давайте я его открою, и мы проверим.
(Воспитатель открывает термос, и дети видят пар.)
- Что это выходит из термоса? (Ответы детей)
- Откуда в термосе пар? (Ответы детей)
- Какой мы можем сделать вывод? (Предположения детей)
- Ребята, проделав этот опыт, мы можем сделать вывод: вода при нагревании превратилась в пар.
- Вот мы и нашли первую часть нашего макета. Давайте поместим ее на макет.
Опыт №2 «Капли на зеркале»
- А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром. Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале.)
- Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
- А теперь давайте возьмем кусочки льда, положим на зеркало и поднесем к термосу с кипятком, пар, поднимаясь, остаётся на зеркале – холодный лед с верху остужает его и капельки воды опускаются вниз.
- Какой вывод мы можем сделать? Что происходит с паром при охлаждении? (Ответы детей)
- Ребята, сделав этот опыт, можно сделать вывод: вода при нагревании поднимается вверх, там остывает и опускается обратно.
- Вот мы и нашли вторую часть нашего макета. (Помещают ее на макет.)
А сейчас давайте с вами превратимся в капельки воды и немного поиграем.
Физкультминутка
«Капельки играют»
1, 2, 3, 4, 5 - любят капельки играть. (прыжки на носочках, руки на поясе). Мы ногами топ-топ, (выполнение движений в соответствии с текстом) Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик, чик, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли, 1- 2, 1- 2 - вот и кончилась игра. (хлопают в ладоши)
Опыт №3 «Земля, песок и глина»
- Ребята, мы немного отдохнули. Давайте пройдем к следующему столу. Здесь уже подготовлены все материалы для проведения опыта.
- Что вы видите на столе? (Емкости с песком, землей, глиной, вода в стаканчиках.)
Для проведение опыта приглашаются три ребенка, они одновременно наливают воду в ёмкости, остальные наблюдают.
- Что мы видим? (Через землю и песок вода просочилась, а через глину нет.)
- В какой емкости вода просочилась быстрее? (В емкости с песком)
- Как вы думаете, какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Предположения детей)
- Вывод: дождевая вода, попадая на землю, просачивается через нее, через песок, но не просачивается через глину.
- Вот мы и нашли третью часть нашего макета. (Размещают ее на макете.)
Опыт №4 «Как вода попадает в реки»
- Ребята, для проведения следующего опыта нам надо перейти к другому столу. (На столе контейнеры с песком, землей, высокий контейнер с глиной (из контейнера выходит трубка сразу над уровнем глины, емкость с водой, емкость для слива воды рядом с контейнером с глиной.)
- Из предыдущего опыта мы узнали, что вода через песок и землю просочилась. А дальше что? Она так в земле и осталась? (Предположения детей)
- Чтобы узнать, что с водой произойдет дальше, давайте возьмем песок и высыпем его в контейнер с глиной. Сверху насыпем землю.
- Давайте представим, что пошел дождь (льем в контейнер воду, вода попала в землю.
- Что дальше происходит с водой (наблюдение? (Вода просачивается сначала через землю, потом через песок, доходит до слоя глины и через трубку вытекает из контейнера.)
- Что мы узнали из этого опыта? (Предположения детей)
Остается ли вода в земле? (Нет)
Что с ней происходит? (Она просачивается через землю и песок, доходит до глины и вытекает)
- С помощью этого опыта мы узнали о том, как вода после дождя попадает в реки.
- Вот мы и нашли последнюю часть нашего макета. (Размещают ее на макете.)
Работа с макетом.
- Давайте с вами вспомним, что с капельками воды происходит?
Беседа по частям макета.
1. Солнце пригревает, вода из реки испаряется, паром вверх поднимается.
2. Капельки в облака собираются. Ветер их несет и в тучки собирает.
3. Когда тучке тяжело становится, она воду дождем на землю проливает. Вода в землю впитывается.
4. Вода проходит через землю, песок, доходит до глины и ручейками и родниками из земли пробивается.
- Вот так капельки воды по земле и путешествуют. А такое путешествие круговоротом называется.
Подведение итога занятия.
- Ребята, как вы думаете, помогли мы Водяному воду найти?
- Что мы для этого делали?
- Давайте вспомним, как путешествие капельки называется? (Круговорот)
- Водяной очень благодарен, что вы помогли ему найти потерянную воду и отремонтировать его сломанный макет. И за это он хочет подарить вам на память значки «Юные исследователи»