Мамаева Екатерина Васильевна
Конспект ООД для детей старшей группы «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасное поведение в лесу и в парках
«Лес – наше богатство». Безопасное поведение в лесу и в парках.
Цель: Расширение представлений детей о многообразии животного мира лесной полосы. Формирование знаний о правилах безопасного поведения в природе (в лесу, парке).
Задачи:
1. Расширять представления детей о многообразии птиц, зверей, насекомых в лесу.
2. Закрепить знания о приметах весеннего периода, о последовательности весенних месяцев.
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
3. Знакомить детей с художественными произведениями писателей природоведов (в частности с произведением В. Бианки «Синичкин календарь», глава «Май).
4. Формировать знания о правилах безопасного поведения в лесу.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и обитателям леса.
Методы и приё мы: чтение художественного произведения, беседа по содержанию прочитанного, рассматривание иллюстраций, слушание звуков природы, разгадывание кроссворда.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю послушать вам следующую главу из книги В. Бианки «Синичкин календарь», называется она «Май».
В лесу ещё было полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а лес всё ещё стоял голый.
Но уж было в нём весело, не то, что зимой. Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели – пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко. Синичке больше не надо было заботиться о ночлеге: найдёт свободное дупло – хорошо, не найдёт – и так переночует где-нибудь на ветке или в чаще.
И вот раз вечерком ей показалось, будто лес в тумане. Лёгкий зеленоватый туман окутал все берёзы, осины, ольхи. А когда на следующий день над лесом поднялось солнце, на каждой берёзе, на всякой веточке показались точно маленькие зелё ные пальчики: это стали распускаться листья.
Тут и начался лесной праздник.
Засвистал, защёлкал в кустах Соловей.
В каждой луже урчали и квакали лягушки.
Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала Кукушка.
Друг Зиньки – Дятел-Красношапочник – и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь.
А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел.
Зиньке всё было любопытно. Зинька всюду поспевала и радовалась вместе со всеми.
По утрам на заре слышала Зинька чьи-то громогласные крики, будто в трубы кто-то трубил где-то за лесом.
Полетела она в ту сторону и вот видит: болото, мох да мох, и сосенки на нём растут. И ходят на болоте такие большие птицы, каких никогда ещё Зинька не видела, – прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие.
Вдруг подняли они свои шеи-трубы да как затрубят, как загремят:
– Тррру-рру! Тррру-рру!
Совсем оглушили синичку.
Потом один растопырил крылья и пушистый свой хвост, поклонился до земли соседям да вдруг и пошё л в пляс: засеменил, засеменил ногами и пошёл по кругу, всё по кругу; то одйу ногу выкинет, то другую, то поклонится, то подпрыгнет, то вприсядку пойдёт, – умора! А другие на него смотрят, собрались кругом, крыльями враз хлопают.
Не у кого было Зиньке спросить в лесу, что это за птицы-великаны, и полетела она в город к Старому Воробью.
И Старый Воробей сказал ей :
– Это журавли: птицы серьёзные, почтенные, а сейчас, видишь, что выделывают. Потому это, что пришёл весёлый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало.
Воспитатель: Итак, ребята, как называется, художественное произведение мы с вами прочитали? («Синичкин календарь, «Май»).
Воспитатель: Чему радовались птицы в лесу? (Приходу весны).
Воспитатель: Как они проявляли свою радость? (Пели на ветках, на макушках деревьев, в воздухе).
Воспитатель: Чем является лес для птиц, животных, насекомых? (Их домом).
Воспитатель: Что за лесной праздник начинается у птиц с приходом весны? (Встреча весны).
Воспитатель: Как радовались герои произведения приходу весны?
-Засвистал, защёлкал в кустах соловей.
-Урчали в лужах лягушки.
-Цвели деревья и ландыши.
-Майские жуки носились с гуденьем между веток деревьев.
-Бабочки порхали с цветка на цветок.
-Звонко куковала кукушка.
-Дятел петь не умеет, отыщет сучок посуше и лихо барабанит по нему носом. По всему лесу слышна барабанная дробь.
Воспитатель: Как В. Бианки описывает радость птиц с приходом весны? (Каждый веселился на свой лад, кто как умел).
Воспитатель: Можно ли назвать жителей леса – лесной народ, почему? (Жителей леса можно назвать лесной народ, потому что, это живые существа, в лесу их много, как и в городе народа. Только люди живут в городе, в домах. А дом птиц, зверей, насекомых – это лес).
Воспитатель: Так почему же веселился лесной народ? (Лесной народ веселился потому, что пришёл месяц май, лес оделся, цветы распустили свои бутоны, все пташки поют. Солнце всех обогрело и светлую радость дало).
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята послушать звуки леса, пробуждения природы весной.
Воспитатель: Что вы представляете, слушая эти звуки? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему человеку хочется побывать на природе, уехать из города? (Людям хочется побывать на природе, чтобы полюбоваться красотой леса, самим услышать звуки природы, сменить обстановку, отдохнуть).
Воспитатель: Да, ребята, я с вами согласна. Сколько положительных эмоций даёт нам природа. Так чтобы она нас радовала, что нужно делать людям? (Заботится о природе, бережно относиться ко всему живому, выполнять правила поведения в лесу).
Воспитатель: Подумайте и назовите правила о том, как нужно вести себя в лесу, парке, чтобы не нарушать жизнь лесных жителей, да и самим на попасть в опасные ситуации.
-Не разорять гнёзда птиц.
-Не приближаться к гнёздам, не тревожить, не пугать птиц и их птенцов.
-Не забирать животных домой, так как их дом – лес.
-Не обижать насекомых, так как в природе всё взаимосвязано.
Не рвать цветы (так как бывают редкие цветы, соком – нектаром питаются многие насекомые).
-Не шуметь в лесу, не включать громко музыку.
- Не оставлять мусор после себя.
- Не бить стекло.
- Не разжигать костёр в лесу.
- Не вырезать на коре деревьев «памятные» слова.
- Не трогать руками незнакомые растения, грибы, ягоды.
- Не приближаться к водоёмам.
Воспитатель: Я думаю, что если вы будете соблюдать правила поведения в природе, то прогулка по лесу оставить приятные воспоминания.
Теперь я хочу предложить вам разгадать кроссворд и ответить на вопрос. Чем является для лес для всего живого?
Вывод: Лес – это природное богатство, это дом для птиц, зверей, насекомых, растений. Поэтому нужно беречь и преумножать наши богатства, соблюдать при этом нужные правила!
Загадки для кроссворда.
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине. (Подснежник)
Предвестники весны,
С длинными носами.
И крикливые они,
Называют их (Грачи)
Этой белокурой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком (Аист)
Эта птица то летает, то шагает
Насекомых хватает,
Не даёт злым вредителям спуска
Весёлая (Трясогуска)
Не любит семечек из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса,
Плутовка рыжая (Лиса)
Он по дереву стучит
Всем жучкам бежать велит.
Лесным врачом порой зовётся.
Под стук его весь мир проснётся (Дятел)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это (Соловей)
Без рук и без ног,
А бушует (Огонь)