Екатерина Миськова
Конспект ООД для детей старшей группы «Осенины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД для детей старшей группы
«Осенины»
Образовательная область: познание – ознакомление с окружающим миром.
Категория: дети старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представления о чередовании времён года. Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, знакомство с разными видами календарей.
Задачи:
- Приобщать к русскому народному творчеству,
- Знакомить с традиционным народным календарём,
- Развивать воображение, логику;
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Осенины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать культуру общения, обогащать словарный запас,
- Развивать познавательную активность,
- Совершенствовать игровые навыки детей, воспитывать умение играть в коллективе
Предварительная работа: знакомство с осенними месяцами, отгадывание загадок; закрепление знаний об фруктах и овощах, слушание песен об осени, чтение стихотворений об осени.
Материал: иллюстрация с изображением осени, муляжи овощей и фруктов в мешочке, изображение народного календаря, современные календари, цветные карандаши, изображение тарелки на листе формата А5 на каждого ребёнка.
Используемые методы и приёмы: методы повышения познавательной активности (приёмы: загадки, вопросы, беседа); методы повышения эмоциональной активности (приёмы: игровые ситуации, сюрпризный момент)
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята.
С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, отмечал сезонные изменения и подмечал характерные признаки по которым можно было предугадывать погоду. Так появлялись народные приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь.
Каждый месяц имел своё название, например:
Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май).
июнь – Разноцвет, Хлеборост. Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа.
Откроет осень сентябрь - Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Листопад - октябрь, щедрых плодов не дарит. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца - Грязень.
Ноябрь - Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.
Завершает год декабрь - Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.
Январь - Просинец месяц. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. Февраль - Сечень. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.
(Во время рассказа, воспитатель может демонстрировать иллюстрации времён года по месяцам)
В: все изменения в природе, смена времён года, народные праздники люди старались записывать и отображали это на дощечках, бересте, назывались они – месяцеслов, (воспитатель демонстрируется изображение народного календаря); в наше время – на бумаге и называются они – календари (демонстрируются несколько видов календарей).
В: теперь я вам предлагаю разгадать загадки (воспитатель загадывает загадки)
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …
(Осень)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
(дети отгадывают загадки - осень)
В: Правильно, осень. А знаете ли вы, ребята, что в старину на Руси справляли праздник, который назывался ОСЕНИНЫ. (звучит музыка «Осенины на Руси», Л. Олифировой)
Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени.
Его праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября (бабье лето) – первые Осенины, к этому времени завершали все огородные и полевые работы.
В: давайте, с вами, посмотрим, что собирали люди на своих садах-огородах, предлагаю вам отгадать загадки.
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый.
А серёдка плода,
Словно камень, тверда. (Персик)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки. (Яблоко)
В атласных синих платьицах
В траву под кроной скатятся.
Пойдут на джем и на компот
Или — помыть и сразу в рот. (Сливы)
Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее… (морковка)
Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется… (помидор).
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке — но не мышка. (Картошка)
Сидит дед. Во сто шуб одет.
Кто его раздевает –
Тот слезы проливает. (лук)
(дети отгадывают загадки, при правильном ответе из мешочка воспитатель достает муляж фрукта/овоща)
В: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, теперь мы с вами прогуляемся по осеннему лесу и немного разомнёмся, посмотрим какой урожай можно собрать осенью в лесу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
В: Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия – когда день был равен ночи. По дате вторые Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси.
В: И 27 сентября праздновали 3-и Осенины. В этот день рубили и солили капусту, все дворы были завалены грудами кочанов капусты.
Чем богаче был урожай, тем продолжительнее был праздник.
В: а теперь, ребята, давайте мы тоже посолим капусту - разомнем свои пальчики и поиграем немного.
Пальчиковая игра «Капуста»
«Что за треск, что за хруст? Это что за странный куст?» - из замочка руки переводим в положение ладони вместе, но внутренние стороны ладоней не соприкасаются. Соединяем только пальчики и основания ладоней, т. е. куст как бы «подрос». Во время «роста» изображаем звук похрустывания (это может быть прищелкивание языком, звуки, изображаемые горлом и т. д.)
«Как же мне без хруста, если я капуста» - Растем, потягиваемся – руки над головой и сомкнуты в кольцо
«Мы капусту рубим, рубим» - Ребрами ладоней показываем, как рубим капусту. Можно «рубить» вдоль стола, мысленно воображая его в голове, а можно на одном месте.
«Мы капусту солим, солим» - пальчиками изображаем как соль в щепоточку берем и начинаем солить.
«Мы капусту мнем, мнем» - Кулаки то сжимаем, то разжимаем .
«А морковку трем, трем» - Руки поднимаем до уровня груди. Ладони соединяем вместе и начинаем тереть их, немного надавливая друг на друга.
«Пе-ре-ме-ши-ва-ем» - показываем, как мешаем капусту с морковкой в воображаемой миске
«В бочки плотно набиваем» - ладонь лежит на ладони, мнем капусту, при этом не наклоняемся, а работаем локтями: сгибаем и разгибаем их
«И в подвалы составляем» - положение, как и в предыдущей позиции, но начинаем низко наклоняться и опускать на пол сложенные ладони
«Эх, вкусная капуста!» - Из полусогнутого положения встаем и начинаем гладить свой животик
В: (Рефлексия) Ну вот мы с вами и познакомились с осенним праздником – Осенины. Давайте мы с вами вспомним:
- Сколько раз он празднуется? (ответы детей: три раза);
- Когда празднуются первые Осенины? (ответы детей: после сбора урожая, 14 сентября),
- С чем связаны третьи Осенины? (ответы детей: со сбором и засолкой капусты),
- Как в старину назывался календарь? (ответы детей: месяцеслов)
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель проговаривает вместе с детьми правильные ответы.)
В: Молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня хорошо поработали, хорошо поработали и наши повара. Они приготовили сегодня для нас овощной суп. А кто из вас сможет нарисовать тарелку с овощами для нашего сегодняшнего обеда? (свободное рисование на тему: «Овощи»)