люба демидова
Конспект ООД «Что такое лес» по развитию речи и чтению художественной литературы
Программные задачи.
Образовательные: уточнить представление детей о том, что лес - это живой единый организм, который мы должны беречь; учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Развивающие : развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, чувства гармонии и красоты природы; уважительного отношения к обитателям леса.
Оборудование: картины с изображением леса.
Публикация «Конспект ООД „Что такое лес“ по развитию речи и чтению художественной литературы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения за природой; заучивание стихотворения Е. Благининой «Лес»; дидактические игры «Дерево, кустарник, трава», «Птицы, звери, рыбы», «Что растет в родном краю?», «Кто,чем питается?».
Методические приё мы: чтение, рассматривание, беседа,игра.
Ход занятия:
В. : Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Д. : (Деревья, растения, животные, насекомые).
В. : А как вы думаете, могут в лесу быть только одни деревья? Или если в лесу не будет, например, птиц и насекомых - это будет лес? Чтобы нам это узнать, я расскажу вам историю, которая случилась с одним художником. Садитесь поудобнее и слушайте.
Чтение сказки Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
«Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
«А что такое лес?» - подумал он. «Лес - это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок - и затрепещут листочки на деревьях.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой - старичка Лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть Лесовичок.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею, и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Тут только одни деревья.
Посмотрел художник на картину и понял, что это старичок Лесовичок с ним разговаривает.
- Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, цветы?
- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, а рядом кустики, а на земле, среди зеленой травы - множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес!
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Это потому, что ты забыл нарисовать грибы - сказал Лесовичок.
- Да, позабыл - согласился художник.
- Грибы должны быть обязательно - сказал Лесовичок.
И художник нарисовал грибы.
Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, - сказал Лесовичок, - что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки, разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», - решил художник и опять куда-то уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместе пышного ковра травы и цветов на картине была лишь обнаженная земля и голые деревья.
Художник подошел к картине и. отшатнулся - все на ней было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
- Это ты виноват! - закричал художник Лесовичку, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес.
- Конечно, и даже меня чуть не съели - ответил Лесовичок.
- Что же делать! - воскликнул художник - Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал старичок - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взялся за краски и кисти. Он нарисовал новый красивый лес, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.
Долго работал художник, но когда он, наконец, собирался положить кисти, решив, что картина закончена, Лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он опять погиб.
- Но почему он должен погибнуть, здесь все есть.
- Не все, - сказал Лесовичок. - Нарисуй животных.
И художник нарисовал.
Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то попискивания, шорохи.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал Лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это - лес».
Вопросы по содержанию сказки:
Что нового вы узнали о лесе из рассказа?
Что произошло с лесом на картине художника, когда он нарисовал толь ко деревья в лесу?
Д. : (Лес погиб).
Какой совет дал Лесовичок в первый раз?
Д. :(Нарисовать кусты, цветы и грибы).
Теперь на картине были деревья, трава, кусты и грибы, а лес опять стал чахнуть. Отчего же лес завял во второй раз?
Д. :(Не было насекомых).
Каких насекомых, которые живут в лесу, вы знаете?
Художник послушал совет Лесовичка и нарисовал насекомых, а лес опять погиб. Почему лес погиб в третий раз?
Д. : (Развелось много насекомых, и они съели все деревья, кусты и траву).
Как же помочь лесу? Чего в лесу не хватает теперь?
Д. : (Птиц, которые питаются насекомыми).
А какие животные тоже питаются насекомыми?
Д. : (Еж, лягушка). Вот поэтому Лесовичок посоветовал нарисовать и птиц и животных
А как вы думаете, почему, когда в лесу нет травы, птиц или насекомых, то лес погибает?
Физминутка.
Жил под елкой старичок,
Старичок - Лесовичок.
Вместе с солнышком вставал,
Умываться начинал.
Подметал потом он хатку,
Застилал свою кроватку.
На полянке, по порядку
Делал Лесовик зарядку.
Ягод в кружечку набрал,
В гости к зайцам побежал.
В. : Дети, я думаю, Лесовичок был бы доволен вашими ответами. Вы бывали в лесу и многое в нём видели. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.
Воронеж- Ростов - на -Дону: ТЦ «Учитель»,2001г. -306с.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО
«Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Москва-Просвещение,1999г,289с.
4. Шелест Т. Наблюдения в природе //Дошкольное воспитание. 2001.№6.