Екатерина Твердохлеб
Конспект образовательной ситуации по экологии для детей в старшей группе «Берегите воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации по экологии для детей в старшей группе
«Берегите воду»
Воспитатель Твердохлеб Е. В.
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
• Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по экологии для детей в старшей группе „Берегите воду“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Познакомить детей со способом очистки воды.
• Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательные :
• учить детей проводить опыт с водой;
• закрепить знания о свойствах воды и её значимости для всего живого;
• познакомить со способом очистки воды;
• учить делать выводы.
Развивающие:
• развивать познавательно-исследовательскую активность, любознательность и наблюдательность.
Воспитательные:
• воспитывать внимательность и аккуратность;
• воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: интерактивная доска для показа презентации о загрязнении и очистки воды, пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, вискозные салфетки на каждого ребёнка, нерафинированное растительное масло, краски, сахар, молоко, маленькие камешки.
Предварительная работа:
• Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
• Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
• Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
• Чтение художественной литературы по теме «Вода».
• Наблюдение за водой на прогулке.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важном для всего живого. А вот о чём вы должны будете догадаться, отгадав мои загадки.
По городу дождик осенний гулял.
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует- оно задрожит. (Лужа)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем- не найдём. (Роса)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Ручей)
Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался … (Дождик)
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (Воды)
Дети отгадывают загадки и делают вывод, что речь пойдёт о воде.
Воспитатель: - Молодцы! Всё правильно, мы действительно будем сегодня говорить о воде.
Вода необходима всему живому: и растениям, и животным, и людям. (Показ слайдов о воде и её необходимости для всего живого). Поэтому люди должны очень бережно относиться к ней. Но иногда из-за невнимательности, жадности и неправильного поведения людей случаются катастрофы, которые приводят к губительным последствиям среди живого мира. (Показ слайдов с авариями танкеров, перевозящих нефть, и с губительными последствиями этих аварий.) И вот для того, чтобы ликвидировать все эти ужасные последствия и были созданы специальные плавучие станции для очистки воды. (Показ слайда с видом станции.) На них загрязнённую воду пропускают через специальные фильтры, на которых и оседают все вредные вещества.
А чтобы узнать, как это происходит, мы проведём опыт. Посмотрите на ваши столы, что вы на них видите? (Ответы детей.) Правильно. На столах стоят стаканчики, один с водой, а другой пустой, и лежит салфетка, которую мы и будем использовать как фильтр. Посмотрите на воду, которая у нас в стаканчике, что вы можете мне про неё сказать? (Ответы детей.) Вы правы, вода в стаканчике без запаха, без цветная, чистая. Теперь я капну в воду немного растительного масла. (Воспитатель капает в стаканчики с водой растительное масло.) Посмотрите, что произошло с водой? (Ответы детей.) Да, на воде образовалось жирное пятно и вода стала грязной. Чтобы её очистить мне и нужна салфетка. Я накрываю ею второй стаканчик и начинаю медленно переливать воду. (Воспитатель показывает опыт.) Смотрите, что получилось- вода снова стала чистой. А теперь и вы очистите воду в своих стаканчиках при помощи салфетки- фильтра.
Дети подходят каждый к своему столу. На столах стоят пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, вискозные салфетки на каждого ребёнка, нерафинированное растительное масло, краски, сахар, молоко, маленькие камешки.
Опыты:
Вода прозрачная.
Перед детьми стоит два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба
стаканчика нужно положить морские камешки. В каком из стаканчиков они видны,
а в каком нет? Почему?
Вывод:
Вода прозрачная, а молоко нет.
Давайте немного поразмышляем, что было бы, если речная вода была не
прозрачная? Могли бы рыбы и растения жить в такой реке?
Вывод:
Нельзя загрязнять водоёмы!
У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать попить через соломинку воду. Есть ли у неё вкус?
А какая вода имеет солёный вкус (морская?
Вывод
когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт простую воду.
Опыт
3. У воды нет запаха.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет?
Вывод
вода не имеет запаха, если она чистая.
Опыт
–
4. Вода жидкая. Может течь и принимать любую форму
Дать детям разную посуду и предложить аккуратно переливать воду
из одной посуды в другую.
Льётся вода? Почему? (потому что она жидкая). Но вода может быть и в
другом состоянии лёд, снег
Вода растворитель, у воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать попить через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? (ответы детей) Предлагаю вам растворить в воде сахар.
Но не все вещества в ней растворяются.
Предложить детям растворить в воде сахар. А сейчас есть вкус у воды? (ответы детей)
Вывод
Сахар в воде растворяется. При этом вода остаётся прозрачной, но у
неё появляется вкус.
речной песок не растворяется, а оседает на дне стакана.
Предложить растворить гуашь.
Вывод
–
гуашь растворилась в воде,
но вода поменяла цвет.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе» Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька. Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар. – Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх. Термос закрывается. – Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. – На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух. – Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду. Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. – Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагревается и поднимается вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот.
После окончания опыта дети делают вывод о чистоте воды и подводят итог работы.