Елена Фильченкова
Конспект образовательной ситуации «Кто такие птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Возраст: старший дошкольный
Программные задачи:
Уточнять и расширить представления детей о птицах. Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания. Систематизировать
знание детей о видах птиц, упражнять в их классификации.
Развивать диалогическую речь, развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание,
память, мышление (умение устанавливать причинно – следственные связи) учить ориентироваться в пространстве.
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Кто такие птицы?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Воспитывать любознательность, желание заботится о птицах, бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Материалы и оборудование: мульт герой Лунтик, проектор, ноутбук, карточки с изображением птиц, набор маховых и пуховых перьев, 2 листа бумаги, веер, запись «Голоса птиц в природе».
ХОД
1. Мотивационно – ориентировочный этап.
Педагог, приглашает детей посетить лабораторию, в которой они очень любят заниматься. Дети проходят и слышать знакомый голос Лунтика.
Лунтик. Здравствуйте, ребята.
Дети приветствуют Лунтика.
Педагог. Здравствуй Лунтик, ты снова пришел к нам в гости, мы рады тебя видеть!
Проблема Лунтик. Сегодня я встретил необычного знакомого, когда мы познакомились, он мне представился Энгри Бёрдсом и сказал, что он птица. А кто такие птицы я не знаю.
Ребята, вы такие умные, помогите узнать как можно больше о птицах.
2. Поисковый этап.
Педагог организует обсуждение вопроса о том, как помочь Лунтику, предлагает такой план работы.
Дети, как вы думаете, с чего мы начнем?
(Дети предлагают разные варианты, каким способом начать знакомить Лунтика с птицами)
1. Познакомить Лунтика с многообразием данного вида, давая подробную характеристику определенной птице.
2. Выделить индивидуальную особенность, которая характеризует только птиц.
Практический этап
Дидактическая игра «Узнай и назови птицу».
(На столах лежат карточки с изображением разных видов птиц Дети, берут карточки, называют птицу и рассказывают о ней все, что знают.
План рассказа:
1. Название птицы.
2 Характеристика (перелетная, зимующая, домашняя.)
3. Где живет?
4. Чем питается?
5. Основные особенности (имеет клюв, покрыта перьями, две ноги, умеет летать)
6. Кто главные враги?
7. Какую пользу приносит?
Динамическая пауза. Игра «Селезень утку догоняет».
Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и утка. Селезень выходит за круг. Его задача - поймать уточку. Задача утки – убежать. Задача стоящих в кругу – помешать селезню догнать уточку. Когда селезень поймает ее, они выбирают себе замену. Во время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял.
Лети, утица, домой.
Лети, серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня.
Воспитатель обращается к Лунтику.
Ну что, Лунтик, вот ребята и познакомили тебя с птицами. Теперь ты знаешь, кто такие птицы.
Педагог: Дети, как вы думаете, чем птицы отличаются от других животных?
(Дети размышляют, высказываются)
Педагог: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь?
(Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь.)
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планирует? Делается вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может, немного лететь.
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху.
После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания
(маховые и пуховые)
Вопросы:
1. Чем перышки отличаются друг от друга?
2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
3. Где на теле птицы растут пуховые перья?
4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
5. Легкое оно или тяжелое?
6. Почему оно легкое?
7. Где у птицы есть маховые перья?
Затем педагог показывает на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух.
На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Что еще делает птицу легкой? Как она ест – много или мало? Часто или редко?
Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно- воздушному образу жизни. Птицы летают, потому что у них:
1)широкие крылья и хвост;
2)легкие перья с полым стержнем;
3)жесткие маховые перья;
4)птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
Рефлексивно – оценочный этап
Педагог обращает внимание детей на составленный ими план, организует обсуждение и подводят итог работы.
Педагог обращается к Лунтику.
Вот такая есть особенность у птиц, они умеют летать. Если Энгри Бёрдс летает, он птица.
А теперь Лунтик, поиграй с нами. Мы хотим проверит, назовешь ли ты теперь птиц?
Отгадай загадки про птиц и покажи портрет угаданной птицы. Отгадаешь – отзовётся птица своим голосом (после каждой отгадки звучит фонограмма птичьих голосов).