Татьяна Бородина
Конспект образовательной деятельности «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧОУ СОШ «Альтернатива».
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
(ОО «Познание», ОО «Речевое развитие» ,
ОО «Физическое развитие»)
Подготовила воспитатель: Бородина Т. Е.
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Воздух“» размещена в разделах
1. Путём элементарного экспериментирования учить проводить опыты
2. Закрепить умение находить причинно-следственные связи, высказывать свои предположения.
3. Закрепить знания о факторах, способствующих загрязнению и очистке воздуха.
4. Закрепить знания о профессиях: повар, пекарь, кондитер, парфюмер, косметолог, врач.
Развивающие:
1. Развивать мышление, внимание, обоняние.
2. Развивать связную речь и грамматический строй речи, длительность выдоха, силу голоса, используя здоровье сберегающие технологии.
3. Развивать двигательную активность.
4. Развивать умение анализировать и оценивать своё эмоциональное состояние.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление узнавать новое.
2. Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками и укреплять дружеские взаимоотношения в процессе совместной деятельности.
Материал:
Демонстрационный : энциклопедия, карточка с изображением воздушного шара, песочные часы, в закрывающихся контейнерах чеснок, апельсин, духи, хлеб, сосиска, настойка календулы,конфета; большая прозрачная ёмкость с водой, силуэт водолаза, прикреплённый на пробковый материал, клеёнки на столы.
Раздаточный: веера, воздушные шары, одноразовые стаканы с водой и трубочки, бумажные смайлы с изображением разных эмоциональных состояний.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за температурой воздуха.
2. Беседы о работе пылесоса, кондиционера, фена, кухонной вытяжки, насоса.
3. Дидактическая игра по ознакомлению с профессиями
«Назови верно».
4. Игры с вертушками на улице.
5. Просмотр видео об урагане.
Ход образовательной деятельности:
1. Воспитатель приглашает всех детей сесть в круг (на ковре,все поочерёдно называют свои имена, кладя одну руку поверх руки соседа, затем хором говорят: «Мы всем рады».
Воспитатель:
-Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета
Угадайте, что же это? (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Для того, чтобы дышать)
-Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? (2 месяца)
- А без воды? (Примерно 10 дней)
- А без воздуха? (Не больше 5 минут)
-Сделайте глубокий вдох, выдох. (Вдох через рот, выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот, вдох и выдох через нос)
-Сделайте вдох, а на выдохе произнесите звук М, прижимая крылья носа.
- Закройте рот. Сожмите крылья носа. Комфортно ли вам? (перевернуть песочные часы, рассчитанные на 2 минуты).
(можно вспомнить про баллоны с кислородом, когда ныряют на глубину, летят в космос, про насморк)
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
-Почему мы называем воздух невидимкой?
-Как можно его увидеть?
Затруднение.
-Как мы поступаем, если не знаем ответ на поставленный вопрос?
Можно спросить у взрослого, узнать из книги)
Дети берут энциклопедию, находят карточку с изображением воздушного шара)
2. Опыт № 1
-Возьмите воздушный шар, надуйте.
-Закрутите. Что произошло с шарами?
-Что в них находится? (Воздух)
-Какой он? Вы его видите?
-Поднесите шар к лицу и слегка откройте отверстие. Что вы чувствуете?
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (Воздух, холодок).
-А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха).
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
-Даже бывает в природе сильный ветер. Как он называется (Ураган смерч, торнадо)
Дыхательное упражнение «Ветер»
Вдох - на выдохе произносим звук У. Выполняется несколько раз, постепенно усиливая силу голоса.
3. Опыт № 2 (сидя за столами)
-Возьмите трубочку, опустите одну часть в воду, а в другую подуйте.
-Что вы увидели? (Пузырьки воздуха)
-Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.
В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Сосиской, котлетой, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Очень нужен нам с тобой!
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Продолжаем мы, ура. (подходят к столу, на котором стоит ёмкость с прозрачной водой)
-Как вы думаете, для чего человек погружается под воду?
(Для изучения растений и обитателей подводного мира; для исследований)
4. Опыт № 3
Итак, берём смелого водолаза, кладём на воду. Плавает?
Накрываем водолаза стаканом и медленно погружаем под воду.
Затем медленно поднимаем стакан. Потрогайте, стал ли мокрым водолаз? Почему? (Стакан не пустой, его занимает воздух, который туда не пускает воду)
Опыт № 4. Имеет ли воздух запах?.
-Понюхайте воздух, чем он пахнет?
По запаху из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили, или мы иногда слышим неприятные запахи.
-Закройте глаза,а,когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин,чеснок, лук).
-Какой из этого можно сделать вывод? (Воздух собственного запаха не имеет, но переносит другие)
Дидактическая игра «Определи профессию».
Подумайте, к какой профессии относится запах. Предложить ароматы: хлеб, сосиска, конфета, духи, настойку календулы и т. д. Дети стараются угадать с закрытыми глазами по запаху профессию, с которой связан запах.
Сосиска-повар
Хлеб - пекарь;
Настойка календулы- врач;
Сосиска-повар;
Конфета – кондитер;
Духи- парфюмер, косметолог, продавец парфюмерии.
(как дополнительный вариант- дидактическая игра «Один-много», 1повар-много поваров,1 врач- много врачей)
5. Воздух- большой непоседа. Он колышет листья на дереве, поднимает в небо воздушного змея, гонит волны по воде и облака по морю. В древности ветер вращал огромные крылья ветряных мельниц. И мяч, и шины накачивают специальным компрессором-насосом.
Дыхательное упражнение «Насос».
-Встаньте, сделайте вдох, на выдохе наклоняйтесь в сторону, скользя руками вдоль тела, и произносите звук с-с-с.
-Где можно наблюдать работу воздуха? (Вытяжка на кухне, фен, пылесос, кондиционер, парашют)У парашюта купол раскрывается и наполняется воздухом, это помогает парашютисту приземляться медленно и не удариться о землю.
Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит - каким воздухом. Как вы думаете, воздух, которым мы дышим в городе, отличается от воздуха в лесу?
(Да, воздух отличается. В городе воздух загрязнен выхлопными газами автомобилей, пыльный, много машин, а в лесу воздух чистый.)
-А почему в лесу воздух чистый?
-Что в лесу есть такого, чего почти нет в городе? (Деревьев, которые очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха.)
- Что нужно делать, чтобы в помещении было меньше пыли, чтобы было легче дышать (Нужно ежедневно проводить влажную уборку, стирать пыль с окон, комнатных растений и других предметов. Ухаживать за комнатными растениями.
Чтобы воздух содержал больше кислорода, нужно проветривать помещение – открывать форточки и дверь одновременно, но при этом детям нельзя присутствовать, можно заболеть).
Чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух и полезнее для человека и его здоровья, поэтому необходимо беречь окружающие и нас растения, деревья и гулять чаще на свежем воздухе.
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней.
6. Итог
А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
Дидактическое упражнение «Доскажи предложение»
-Для меня сегодня было интересным…
-Я испытывал трудности при…
-Меня удивило то, что…
-Ребята вам понравились опыты про воздух?
-А кому какой опыт понравился больше всего?
-Молодцы, вы со всем справились, подберите карточку в соответствии с вашим настроением сейчас.
Список используемой литературы:
1. Н. Е. Веракса,О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».М, «Мозаика-синтез»,2015 г