Иванс Анна
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
по звуковой культуре речи
Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Составила Иванс Анна
Цель: различение звуков Ж-Ш в слогах, словах и фразовой речи.
Программное содержание:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи :
- закрепить правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;
- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;
- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.
Развивающие задачи:
- развивать устойчивость внимания;
- развивать способность анализировать, делать выводы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;
- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: игрушка-гномик, лесенка (построенная из строительного материала, разноцветные круги.
I. Орг. момент. Дети стоят полукругом
Педагог: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.
- Начнем занятие с нашего девиза:
«Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно».
II. Основная часть.
Педагог: Молодцы, занимайте свои места.
- К нам в гости в детский сад хочет придти гномик Жоша, но чтобы добраться до нашей группы, ему нужно спуститься по волшебной лесенке, а он путает звуки и поэтому ступеньки его не пускают. Надо помочь Жоше.
Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно делать специальную гимнастику для язычка.
1. Выполнение артикуляционных упражнений «Иголочка», «Блинчик», «Горка», «Часики», «Качели».
«Иголочка» - узкий язык высунут вперед.
«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
«Горка» - губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки поднимается до соприкосновения с верхними резцами.
«Качели» - губы в улыбке, широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней. Или: к верхним резцам и опускается к нижним.
«Часики» - губы в улыбке, движения языком вправо-влево.
Педагог: А вот и первая ступенька. Послушайте стихотворение:
Как мышшшам пищала мышшшь,
Шорох вашшш нарушшшил тишшшь.
Шшшепчут шшшумно камышшши:
Тишшше мышшшка не шшшуршшши.
- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ш).
- Произнесите звук «Ш». Как расположены губы, где находится язык, когда мы произносим звук Ш? (Губы трубочкой выдвинуты вперед, язык поднят за верхние зубы).
Послушайте другое стихотворение:
Над Жжжорой жжжук жужжжжа кружжжит,
От страха Жжжора весь дрожжжит.
- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ж). Произнесите звук «Ж».- Приложите руку к горлышку, произнесите звуки Ш, Ж. Чем отличается звук Ш от звука Ж? (Звук Ж – звонкий, когда мы его произносим, горлышко дрожит. Звук Ж произносится с голосом. А когда произносим звук Ш – горлышко спокойно, звук Ш произносится без голоса – он глухой).
2 ступенька.
Педагог: - Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок с зеленым внутри, если услышите в слове звонкий звук Ш, поднимите синий кружок. Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка. Молодцы.
3 ступенька. Дети встают в круг.
Педагог: На третье ступеньке, мы поиграем в игру «Повтори не ошибись» (с мячом). Педагог проговаривает чистоговорку, кидает мяч ребёнку. Ребёнок повторяет.
Жа – жа – жа, мы видели ежа,
Ша – ша – ша, у меня лапша,
Жи – жи – жи, у меня ножи,
Ши – ши – ши, это малыши.
Жу – жу – жу, на лужок хожу,
Шу – шу – шу, я флажком машу,
Жок – жок – жок, у меня флажок,
Шок – шок – шок, у меня пушок.
5 ступенька. Дети садятся на стулья. Д/и «Четвертый лишний».
Педагог: На этой ступеньке вам надо найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Журавль, ежик, джинсы, шапка.
Пиджак, шар, машина, крыша.
Жаба, жук, жираф, шина.
Мышка, живот, кошка, шишка. (Дети находят в каждом ряду лишние слово и объясняют свой выбор).
6 ступенька.
Педагог: - Вот и последняя ступенька. Послушайте скороговорку:
На крыше у Шуры
Живет журавль Жура.
- Выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз. Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами. Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом. А теперь я говорю шепотом, а вы вслух. (Дети выполняют задание).
Педагог: Ура! Наш гномик Жоша добрался до нашей группы.
III. Итог занятия.
Педагог: - Какие звуки мы учились различать на занятии? (Звуки Ж и Ш).
Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей). Молодцы, все были внимательными, старались запомнить скороговорку. Кому понравилось помогать гномику Жоше, возьмите кружочки зелёного цвета, кому желтый – не очень понравилось – жёлтого цвета, а кому не понравилось – красного.