Воронцова Наталья
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Эколята на экологической тропе весной»
▼ Скачать
Задачи:
Образовательные :
- расширять представления детей о весенних изменениях в природе;
- закрепить знания о природных объектах экологической тропы; отметить, какие изменения произошли с ней весной;
- расширять и систематизировать знания о перелетных птицах;
-продолжать учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования.
Развивающие:
прививать любовь к поэтическому слову;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Эколята на экологической тропе весной“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
-развивать познавательно – исследовательскую деятельность, умение делать выводы;
-развивать у детей стремление видеть и ценить прекрасное.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, правильное поведение в природной среде.
Оборудование: письмо, природоохранные знаки.
Образовательные области : познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественная литература.
Основные виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Ожидаемый результат: знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, птиц, растений; устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями; знают правила поведения в природе и соблюдают их.
Ход:
Ребята! Сегодня хозяин тропинки – старичок Лесовичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:
Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие вместе с моими друзьями ЭКОЛЯТАМИ – Умник, Ёлочка, они расскажут вам о том, как нужно беречь и защищать природу.
Итак, в путь! Желаю вам удачи.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. Послушайте стихотворение о весне (например, отрывок Е. Баратынского «Весна, Весна!»)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурею живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Ребята, кто мне скажет, о каких признаках весны говорится в стихотворении? (Ответы детей)
-А какое время года сейчас? Почему вы так думаете?
- Наступила весна. Давайте вспомним, какое время года было перед весной?
Будет после?
- Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц?
- Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна?
- Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами.
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть дерево, которое называется черемуха, и на его примере понаблюдать за тем как просыпается природа весной. Ребята, обратите внимание на ствол черемухи, потрогайте его. Какой ствол у черемухи – толстый, тонкий, гладкий, шереховатый? (Ответы детей) Давайте рассмотрим листики и веточки. Расскажите мне какие они? (Ответы детей). А что еще вы видите на веточках черемухи? (Цветочки).
Эколята.
Ребята, как вы думаете, кто может навредить дереву? (Ответы детей)
Предлагаем поставить знак «Нельзя ломать деревья!»
Воспитатель: Не будем больше задерживаться, идем дальше.
Следующая остановка у клумбы с цветами.
Весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступал воздух и вода) Посмотрите на нашу клумбу и скажите мне, какие цветы уже появились у нас? (Ответы детей) Опишите листочки и бутоны – какие они? (Дети описывают внешний вид цветов) А теперь я хочу проверить, насколько вы были внимательны. Я буду вам загадывать загадки о цветах, а вы мне подскажите есть ли такие цветы на нашей клумбе.
Загадки.
1. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
2. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (одуванчик)
3. Замечательный цветок,
Он как яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается. (тюльпан)
4. Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (подснежник)
5. Мы сплетем веночки летом
Для Оксаны, Маши, Светы,
Для Алёнки, двух Наташек.
Все веночки - из. (ромашек)
Обратить внимание детей на почву (сухая земля, на перекопку земли, ее рыхление. Выяснить значение влаги как одного из условий роста растений.
Эколята. Как красиво ребята! Чего нельзя делать на клумбе? (Ответы детей). Необходимо установить знак «Нельзя рвать цветы!» и продолжаем двигаться к следующей остановке «Лекарственный огород»
Ребята, какие лекарственные растения мы видим (Мать- и мачеха, полынь, крапива, лопух, клубника)
Следующая остановки «Сирень»
Сирень - это кустарник. Цветёт фиолетовыми цветами. Это лекарственное растение. Используют листья и цветки в виде настоя.
- Что происходит с кустарниками весной?
- Какими цветами цветёт сирень?
Эколята. Ребята, смотрите кто это под кустом? Это еж. Как нужно относится к животным в природе (Ответы детей).Давайте установим знак «Нельзя брать диких животных»
Следующая остановка «Пасека»
Весной зацветают плодовые деревья. Хорошо в это время в саду. Там настоящий праздник цветов. Стволы деревьев побелены, и над ними возвышаются пышные бело-розовые кроны. Воздух наполнен ароматом. Любуясь весенним цветением, спросить детей, правильно ли назвал писатель М. Пришвин апрель весной воды, а май – весной цветов.
Вспомнить пословицы: «Апрель с водою – май с травою», «Май леса наряжает, лето в гости ожидает», «Весна красна цветами, а осень – пирогами».
Физкультминутка «Весна – красна»
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Встать на свои места.)
(Е. Г. Карельская)
Обратить внимание на большое количество пчел. Объяснить, что сейчас ульи выставили на пасеку и пчелы собирают нектар, чтобы изготовить из него мед.
Эколята. Все насекомые очень нужны и важны природе и их нельзя ловить и уничтожать. Какой знак для этого необходим? (Ответы детей).
Экологическая тропинка ведёт нас к деревьям.
Остановка «Рябина»
- Продолжаем путешествие и подходит к следующему дереву. Как оно называется? Верно, это рябина.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красны ягоды клюют.
Посмотрите на это изящное дерево и на его цветы, собранные в белые соцветия. Ребята, чувствуете какой аромат издают эти цветы? Рябина - полезное дерево, ягодой всех угощает. Кто питается зимой ягодами рябины? Что можно приготовить из ягод рябины? Рябина - лиственное дерево.
Остановка «Ель».
- Отправляемся дальше! Про какое дерево говорят: "Зимой и летом одним цветом?" Верно, елка, сосна. Предлагаю подойти и рассмотреть ель на нашем участке. Ребята, как вы думаете, ель – это лиственное или хвойное дерево? (Ответы детей). Весной хвоинки становится ярко зелёными, а на концах еловых веток появляются маленькие шишечки, которые к концу лета вырастают крупными шишками.
Ели на опушке - до небес макушки
Слушают, молчат, смотрят на внучат,
А внучата - елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Остановка «Береза»
Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через.
Воспитатель: эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
А что есть на веточках (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из стихотворений:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве. Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы? (насекомые, трава, червячки и т. д.) а теперь посмотрите, что это за домик на дереве? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике? (Скворцы) Как вы думаете, почему скворечник располагаю так высоко на дереве? ( Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака) Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
А теперь давайте немного поиграем.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.
В детском саду деревья украшают участки.
Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили! Мы узнали с вами, какими бывают деревья; береза - лиственное, ель - хвойное дерево, сирень - кустарник.
- Понравилось ли вам путешествовать с ребятами – «Эколятами»?
-Ребята, давайте вспомним правила, которые помогут нам беречь природу. Нельзя ломать деревья, рвать и топтать цветы, ломать гнёзда, ловить насекомых и животных.
Эколята : Молодцы, ребята! Мы будем вместе заботливо и бережно относиться к природе! Прощаются с ребятами.