Марина Артемкина
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72
Лазаревского района г. Сочи
Конспект образовательной деятельности в средней группе
Воспитатель:
Артемкина Марина Павловна
апрель 2016г.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Основная цель: создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через художественно - речевую и изобразительную деятельность
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Сформировать знания об особенностях изготовления игрушек, росписи, их колорите, основных элементах узоров, используемых в данной росписи цветах. Развивать интерес к познанию русских народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор, активизировать речевую деятельность детей. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми. Воспитывать детей на народных традициях, прививать им любовь и уважение к труду народных умельцев.
Интеграция областей: экспериментирование, музыка, познание, развитие речи.
Подготовка к организованной деятельности :
Подбор методической и детской художественной литературы, иллюстративного материала дымковских игрушек, схем рисования элементов дымковской росписи для изобразительно - продуктивной деятельности.
Словарная работа: деревня Дымково, глина, печь, обжиг, узор, название элементов дымковского узора : точка, капелька, кольцо, кружок, прямые и волнистые широкие и узкие линии
Ход образовательной деятельности:
Сюрпризный момент - звучание колокольчика. Входит хозяйка со своим сундучком. - Здравствуйте детки милые, здравствуйте детки красивые. Мир вашему дому – детскому саду! (дети здороваются с хозяйкой).
Слышали вы мой колокольчик? ( дети: слышали). Видите, я снова к вам пришла и свой волшебный сундучок принесла. Но только в сундучке сегодня не загадки, а веселые игрушки. Хотите с ними познакомиться? ( дети: да.)
Хозяйка достает индюка: Индя-индя –индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Как называется эта игрушка? Какой наш индюк? (ответы детей)
Верно ребята: (показ в сопровождении с текстом) :
Наш индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост,
У него совсем не прост:
Точно солнечный цветок,
У него гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Какой хвост у индюка?
На что похож его гребешок? Какого он цвета?
А вот еще одна игрушка. (достает коня с наездником)
Бока крутые, рога золотые
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка!
Кто это? Кто сидит на спине коня? Где грива у коня? Какого она цвета? А какой у коня хвост? Во что одет Егорка?
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
А вот и подруга Егора: (показ в сопровождении с текстом) :
Посмотри, как хороша,
Эта девица – душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня, ты так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Какие щечки у барышни? Какой у нее наряд? Что надето на голове нашей барышни?
А это – Барашек –свисток,
Левый рог –завиток,
Правый рог – завиток,
А на груди – яркий цветок!
Кто это? Какой барашек?
Вот сколько разных игрушек в моем сундуке. А называются эти игрушки – дымковскими.
Я вам расскажу, почему они так называются. Жили в древнем русском городе Вятка мастера – умельцы. Узнали они, что за рекой, на краю города есть голубая глина, из которой можно лепить что угодно. Переехали мастеровые люди жить за реку, выстроили себе дома и стали лепить посуду: горшки, тарелки да чашки.
Родились у них дети, много детей, да вот игрушек в те времена было мало, нечем малышам было играть. Собрались мастера вечером в одном доме вместе, стали думать да гадать, как детей развеселить. И решили они игрушки из глины вылепить. Сказано – сделано.
Налепили разных игрушек из глины : коней гнедых, оленей благородных, барашек – золотые рога, уточек –певучих, птичек – свистулек куколок – барышень. Вылепили, поставили на солнышко сушиться. Высохли игрушки. Стали детки с ними играть. Да не тут-то было: игрушки из глины хрупкие : ломаются быстро. Да и совсем не нарядные, похожи друг на друга.
Решили мастера тогда сделать эти игрушки прочными : поместили их в горячую печь, на раскаленные угли. Печи топили зимой, когда было морозно и холодно. Из труб шел дым. Поэтому деревню эту, где игрушки делали так и назвали: Дымково.
Когда игрушки из печи достали, стали игрушки глиняные твердыми, огнеупорными. Затем нанесли на них белую краску, выровняли шероховатости. И по белому фону стали игрушки разными узорами расписывать. Придумали названия элементам, из которых узоры составляли: (показ элементов) : точки, круги, кольца, линии волнистые прямые, узкие и широкие, да капельки. Расписывали они такими цветами: зеленой, синей, красной и желтой – золотой красками.
У нас с вами много разных игрушек из более прочного материала: пластмассы, дерева, металла. Поэтому дымковские игрушки стали как сувениры. Ими украшают полки, их хранят в музеях, их красотой любуются.
В моей мастерской есть трафареты этих игрушек из бумаги. Давайте подойдем к полке. Я вам загадаю загадки, а вы догадайтесь кто они.
Загадки: Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы – трехэтажные,
Статные и важные. (барышни)
Хвосты с узорами,
Сапоги со шпорами,
Очень рано встают,
Голосисто поют,
Детям спать не дают? (петушки)
Кто – то дырочки умело,
Сделал птахе на хвосте.
Наша птица вдруг запела,
Голосом самой весны. (птичка -свистулька)
Когда он бежит,
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Под копытами лежит. (конь)
Вы загадки отгадали. А сейчас не зевайте, трафареты разбирайте.
Да садитесь за столы, игрушки расписывать. Перед вами узоры –подсказки с элементами росписи. Желаю творческого подъема. А чтобы работа быстрее спорилась, пусть музыка весны звучит. (подборка народных мелодий). Самостоятельная изобразительная деятельность детей. Итог образовательной деятельности – выставка детского творчества для родителей с подборкой стихов и загадок по данной теме.