Оксана Яковлева
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Осторожно, тонкий лёд»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Осторожно, тонкий лёд».
Цель: Формирование бережного отношения к собственной безопасности, своему здоровью; приобретение навыков безопасного поведения на водоёмах в осеннее - зимний период.
Программное содержание:
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
1. Воспитывать внимание, сосредоточенность, осторожность, чуткость, отзывчивость.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Осторожно, тонкий лёд“» размещена в разделах
- Безопасность на воде зимой
- Зима. Безопасность детей зимой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осторожно, тонкий лед! Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей: умение договариваться, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера.
3. Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоёмы в осенне-зимний период).
2. Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая.
Образовательная область «Физическое развитие»
Упражнять детей в умении выполнять движения согласно тексту физкультминутки.
Предварительная работа:
беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинам, заучивание стихотворений, загадывание загадок о зиме, зимних забавах, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; составление рассказа «Зима» и рассматривание иллюстрации по теме «Вода», мультфильм «Безопасность на льду» («Смешарики», мультимедиа, дидактические игры по безопасности, проведение физкультминуток.
Материалы и оборудование: картинки поздней осени и зимы, зимних развлечений, наглядное пособие по безопасности, материал для игры (йод, вата, шприц, зеленка, градусник, таблетки, бинт, коробка с чаем, шоколад, письмо Матроскина, раздаточные картинки, принадлежности для аппликации.
Методы и приё мы:
- словесный (беседа, диалог)
- наглядный (демонстрационный материал)
- игровое упражнение «Окажи первую помощь»
- использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутка)
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова.
В круг скорее становись, крепко за руки держись.
Подари улыбку – смайлик. Пусть улыбка, как журавлик,
Или стаей журавлей полетит в сердца друзей…
Будь же добрым, не скупись, щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно, станет хмурый день прелестным!
Воспитатель: Сегодня мы вспомним очень важную для всех тему. К нам прилетел галчонок Хватайка, а в клюве какое-то письмо. Нужно его прочесть. Кот Матроскин пишет, что вода в пруду уже замёрзла и очень хочется пойти на лёд. Но друг Шарик запрещает ходить на пруд, так как это очень опасно. Матроскин просит написать письмо и объяснить, почему нельзя сейчас ходить на лёд. Он ждёт от нас ответ. Предлагаю обсудить эту важную тему и написать ответ коту Матроскину. Скажите, какое сейчас время года?
Дети. Поздняя осень.
Воспитатель. Правильно. Сейчас у нас поздняя осень, ночью бывают морозы, но днём еще не так холодно (Показ картинки поздняя осень).
В ноябре пока тепло. А на лужицах стекло.
Ведь холодной ночью звездной наша лужица подмёрзла.
Сразу стало интересно: на стекло ступи и треснет!
Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным, он должен быть прочным.
Возьмём линейку и отмерим 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
Воспитатель. Как только водоёмы покрываются льдом, они начинают нас манить к себе. Очень хочется поиграть. Отгадайте загадки про то, как можно забавляться на пруду.
1. Дождались зимы друзья, по реке бегут скользя,
Лёд срезают, как ножи, выполняя виражи. (Коньки)
2. Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом? (Лыжи)
3. С горки сами вниз летят, а на горку не хотят,
Надо в горку за верёвку каждый раз тянуть назад. (Санки)
Показ соответствующих картинок.
Воспитатель. Когда приходят сильные морозы, лёд на водоеме становится толстый и прочный. Лёд в природе играет большую роль. Если бы поверхность рек и других водоёмов не покрывались льдом, то все живое в реках замерзло бы и погибло; лёд - это своеобразное одеяло, под таким толстым и прочным покрывалом подводным животным не страшен никакой мороз.
А вот в начале зимы, когда лёд еще не окреп, ломается под ногами со звоном и хрустом или потрескивает, выходить на него нельзя!
Воспитатель. Ребята, вы должны хорошо знать и помнить опасные места на водоемах. Тот, кто этого не знает, может попасть в беду. Представьте себе неосторожного человека, который идёт по неокрепшему еще льду и вдруг слышит, что лёд начал трещать. Как вы думаете, что нужно делать?
Дети. Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.
Воспитатель. Скажите, что нужно делать, если кто-то провалился под лёд?
Дети. Нужно быстро звать на помощь, потому что самому выбраться очень трудно.
Воспитатель. А кто может прийти на помощь?
Дети. Помочь могут взрослые.
Воспитатель. Правильно, нужно быстро звать на помощь взрослых.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру «Опасные места на водоёме».
(Дети называют опасное место и показывают картинку)
• В начале зимы наиболее опасна середина водоема, так как лёд начинает замерзать от берега и лёд там толще.
• Опасно может быть там, где проходит быстрое течение.
• Опасным может быть место, где бьют ключи.
• Менее прочным бывает лёд там, где наметены сугробы.
• Слаб он обычно в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
• Опасно там, где в реку впадает ручей.
• Опасное место на водоёме где попадают сливные воды с фабрики.
• Следует обходить участки запорошенные снегом или покрытые сугробами, т. к. лёд под снегом всегда тоньше.
• Особенно опасен лёд во время оттепели, т. к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо справились с заданием. А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Весёлые деньки».
Как интересно нам зимой. Показывают большим пальцем вверх.
На санках едем мы гурьбой. Имитируют катание на санках.
Потом в снежки мы поиграем. Имитируют лепку и бросание снежков.
Все дружно лыжи надеваем. Надевают лыжи, берут палки, едут.
Потом все встали на коньки. Имитируют катание на коньках.
Зимой весёлые деньки. Показывают большим пальцем вверх.
Воспитатель.
Представьте себе, что вы со своим другом пошли кататься на лёд. Во время игры ваш друг упал и поцарапал себе руку или потерял варежку и обморозился.
Дети. Нужно оказать ему первую помощь.
Игра «Окажи первую помощь».
Воспитатель. Выберите из предложенных предметов те, которые понадобятся для оказания первой помощи (йод, вата, шприц, зелёнка, градусник, таблетки, бинт, коробка с чаем, шоколад).
Воспитатель. Молодцы! Правильно выбрали то, что может понадобиться при оказании первой помощи пострадавшему другу.
Воспитатель. Ребята, вы помните о том, что кот Матроскин ждёт ответ на своё письмо? Давайте уточним с вами правила безопасности на льду водоема, которые мы отправим ему в письме.
Правила передвижения по льду. (С показом соответствующих картинок).
1. Прежде, чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов. Этот путь уже кем-то проверен.
2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
3. Следует взять с собой палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, немедленно возвращайтесь к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
4. Действительно безопаснее всего переходить водоём на лыжах. Потому что давление на лёд меньше. А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости их быстро сбросить. Лыжные палки держать в руках, не накидывая петли на кисти рук.
5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 4-5 метров друг от друга.
Способы самоспасения.
- не поддаваться панике;
- попав в беду, сразу звать на помощь, не пытаться «спасаться» молча, любой, кто услышит Ваш зов, поспешит Вам на помощь;
- попытаться освободиться от верхней одежды и обуви, быстро намокшая одежда тянет вниз провалившего под воду;
- следует спокойно опереться локтями об лёд, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги оказались у поверхности воды, затем ближнюю к кромке ногу осторожно вынести на лёд и затем, переворачиваясь на спину, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где лёд уже проверен.
Правила оказания помощи провалившего под лёд.
-Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикнете, что идёте на помощь.
Воспитатель. Перед вами лежат картинки, на которых дети ведут себя правильно на льду, но есть и такие, где дети находятся в опасности (показывает картинки). Правильные поступки будем наклеивать на зеленый фон, а опасные ситуации – на красный. Эти карточки мы отправим Матроскину, чтобы он знал, как следует поступать в той или иной ситуации.
Дети выполняют аппликацию.
Релаксация.
Воспитатель. Итогом нашей беседы пусть будут эти слова, которые мы проговорим все вместе.
Итог деятельности (проговаривание)
Ты помни правила всегда, чтоб не случилась вдруг беда
И неприятность не пришла, и где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать, а постоянно выполнять!
Ребята, я думаю, вы запомнили все правила, как нужно вести себя на льду.