Зарина Шовалиева
Конспект образовательной деятельности «Неожиданный гость» по теме «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект образовательной деятельности 4
III. Приложение№1 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что познавательный опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к познанию и поддерживая познавательный интерес, мы помогаем ребенку устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире и ощущать себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать эстетические чувства и соучастность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Неожиданный гость“ по теме „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
К сожалению, в настоящее время существует проблема – познавательный интерес ребенка к окружающему миру значительно снижается, они больше увлечены компьютерными технологиями. Поэтому воспитателю важно приобщать детей к познавательной деятельности через наблюдение, мотивацию, чтение сказок с использованием моделирования, компьютерного оборудования, проблемных ситуаций.
Знакомство с природой окружающего мира у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Место занятия «Неожиданный гость» в образовательной программе дошкольного образования в средней группе - это актуализация ранее приобретенных знаний по теме «Птицы».
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2. Вид деятельности детей Познавательно-поисковая,
игровая
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Неожиданный гость»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные:
Слайд шоу «Снегири» в сопровождении с комментариями;
телемост «Дети – лиса и заяц».
Словесные: Беседа; описание характеристик птицы снегиря; сочинение сказки.
Практические: проигрывание сказочного сюжета (завязка, кульминационный момент, развязка); пластический этюд: «Изобрази испуг, удивление», создание образа в движении по инструкции педагога по тексту сказки.
3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие: расширение представлений детей о многообразии птиц, изучение характерных особенностей снегиря.
Социальное – коммуникативное: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
4. Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)
5. Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений о снегире.
6. Задачи:
6.1 Формировать представления детей о разнообразии птиц на основе дидактических игр
6.2 Развивать познавательный интерес детей через эмоциональные состояния в движении, мимике и умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций через подвижную игру и сказочные образы
6.3 Учить выделять характерные особенности птицы снегиря в процессе просмотра слайд шоу
6.4 Воспитывать желание наблюдать за птицами и заботиться о них на прогулке
7. Планируемые результаты:
7.1 Сформированы представления детей о разнообразии птиц на основе дидактических игр
7.2 Способен познавать через эмоциональные состояния в движении и мимике, умеет координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций в процессе подвижных игр и при восприятии сказочных образов
7.3 Проявляет желание наблюдать за птицами и заботиться о них в процессе прогулки
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Литературный ряд: сказка «Заюшкина избушка», загадки о птицах, стихотворение о снегире.
Музыкальный ряд: аудиозапись «Времена года»
Зрительный ряд: иллюстрации и дидактические игры с изображением птиц, видеоролик, презентация «Снегири».
Материалы и оборудование: музыкальный центр, сказочный лес, компьютер, проектор, экран, магнитная доска, магниты, дерево рябины на листе ватмана, гуашь на каждого ребенка, печатка - тычок (диаметр 1-1,5см, салфетки, мяч, посылка с конфетами.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Рассматривание картинок с изображением птиц, наблюдение на прогулке, беседа по вопросам (Кто? где живет, чем питается, чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», дидактические игры: «Найди домик», «Кто чем питается?», «Зимующие и перелетные птицы».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть Включение телемоста 3 мин
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Предлагает обсудить детям как можно больше узнать о птице «Снегирь»
1.2 Мотивация деятельности детей Задает вопрос : «Для чего нам нужно отправиться в сказочный лес».
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Узнать больше о снегире и рассказать лисе и зайцу. Научиться сочинять сказку, чтобы дома всем рассказать.
II. Основная часть: 15 минут
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Напомнить о наблюдении за птицами на прогулке. Предложить детям найти зимующих птиц и определить есть ли среди них похожая птица на ту, которую показывали лиса и заяц.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Презентация «Снегири».
Дидактическая игра «Кого чем угостим?»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Предлагает сочинить и показать сказку «Неожиданной гость» посредством эмоционально - выразительных действий.
III. Заключительная часть 2 минуты
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Мы выполнили просьбу лисы и зайца? Кто испытывал затруднения при выполнении заданий? Покажите ли вы дома сказку родителям?
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Наблюдение Педагог организует наблюдение во время прогулки за зимующими птицами. На участке ДОУ
4.2 Чтение художественной литературы Чтение книги «Русский лес» ( авторы: Соколов- Микитов И. С.). В режимных моментах
4.3 Рисование Педагог создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности. Свободная изобразительная деятельность
4.4 Изготовление кормушек Педагог рекомендует родителям сделать кормушки вместе с детьми Дома
Приложение №1
Занятие на тему: «Неожиданный гость»
Воспитатель заходит в группу вместе детьми и приветствует гостей.
Воспитатель. Проходите! Ребята, а вам не кажется, что в вашей группе, что-то изменилось?
Дети. (Ответы детей) Деревья, домики
Воспитатель. А это может быть сказочный лес!
Дети. Да
Воспитатель (Задает наводящие вопросы.)
А в этом лесу стоят два домика ледяной и лубяной. Вспомните ребята, какие сказочные герои жили в таких домиках? А сказка называется ….
Дети Заюшкина избушка.
Воспитатель. Загляните в домики (заглядывают в оба домика). А хозяев почему-то нет?
(С музыкальным сопровождением включаем экран, на экране лиса и заяц на телестудии)
Лиса. Здравствуйте дети!
Заяц. Доброе утро!
Лиса. Знаете, что с нами сегодня случилось?
Заяц. В наш сказочный лес прилетела очень красивая, но незнакомая птица- вот она посмотрите!
Лиса. Мы не знаем, что это за птица, чем она питается, сможет ли она жить в нашем лесу. Решили спросить соседей. Так спешили, что я даже не успела сменить наряд.
Заяц. Тут сорока на хвосте весть принесла. Что в нашем сказочном лесу гости- любознательные дети из детского сада.
Лиса. Телестудия «Регион» предложила организовать с вами телемост.
Заяц. Дети, помогите нам, расскажите побольше об этой птице.
Воспитатель. Ребята, вы часто наблюдали за птицами на участке. Скажите, каких птиц мы можем встретить зимой?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Да, зимой мы можем встретить синичек, голубей, воробьев, снегирей и др. Предлагаю вам поиграть. Посмотрите, сколько птиц на столе. Выберите по одной зимующей птичке и прикрепите на доску.
Проводится дидактическая игра «Выбери птицу». Воспитатель корректирует.
А об этих птицах у меня есть интересные загадки. Я начинаю, а вы заканчивайте.
Проводится дидактическая игра «Доскажи словечко».
1. Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет …воробей
2. На кормушку к нам зимой!
Прилетает птица,
С желтой грудкой пуховой
Шустрая…Синица
3. Символ мира - это он
И отличный почтальон.
А еще и в дождь и в холод
Путь домой отыщет…Голубь
4. Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его …
(Снегирь)
И. Захарова
Ребята, посмотрите, среди этих птиц есть похожая на ту, о которой говорили Лиса и Заяц.
Дети. Да!
Воспитатель. А теперь присядьте на стулья.
Показ слайдов о снегирях. (С музыкальным фоном)
1. Слайд Стайка снегирей на рябине
Выбегай поскорей,
Выбегай поскорей,
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес…
2. Слайд Крупно снегири (самец и самка)
Этих птиц всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей самцов (мальчиков) ярко-красная, у самок (девочек) – темно-серая). Над хвостиком белое пятнышко, спинка голубовато – серая, голова, крылья и хвост –черные.
3. Слайд Стайка снегирей
Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете ребята, что такое стайка? (Ответы детей.)
Стайка это много птиц, которые летают вместе. Люди заметили: прилетят стайки снегирей, значит скоро, выпадет снег.
4. Слайд. Снегири скачут по земле.
По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже.
5. Слайд. Снегири у жилья человека
Зимой снегири приближаются к жилью человека, а с наступлением весны снова, улетают в леса.
Мы познакомились со снегирем, а для чего нам это нужно?
Воспитатель. Давайте немного отдохнем и поиграем в снегирей
Проводится музыкально-ритмичная игра «Снегири»
Вот на ветках посмотри (хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (показывают грудки, поворачиваясь вправо, влево)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (тянутся руками вверх)
По сторонам они глядят (повороты головой с туловищем)
Улететь они хотят (взмахивание руками и бег по кругу)
Воспитатель обращает внимание детей на дерево с кормушкой.
Ребята, а что это за предмет висит на дереве?
Дети. Кормушка
Воспитатель. А для чего она нужна?
(Ответы детей) Посмотрите ребята, а что здесь насыпано? А зачем его насыпали? (Ответы детей) Правильно это корм для птиц ведь им зимой голодно и холодно. И люди их подкармливают. А теперь послушайте и запоминайте какая птица чем любит питаться. Воробей любит крошки, синица любит сало, голубь любит зерно, а снегири любят рябину.
А сейчас я проверю были ли вы внимательными. Предлагаю поиграть в игру «Кого, чем угостим». Проводится дидактическая игра с мячом «Кого, чем угостим» Ребята идемте, присядем в круг я буду вам катать мяч и называть птицу, а вы мне возвращайте мяч со словами, чем будете ее угощать.
Воробья - крошками.
Синицу – салом.
Голубя – пшеном.
Снегиря – рябиной.
Воспитатель. (Обращает внимание детей на стол, звучит тихий музыкальный фон.) Посмотрите, на листе нарисованы ветки рябины, но на ней очень мало ягод. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ягод хватило всем снегирям в лесу? (Ответы детей)
Дети. Дорисовать.
(Воспитатель комментирует действия, показ)
Воспитатель. А вы знаете, мякоть ягод снегири не едят, а достают из ягод только зернышки, поэтому вокруг рябины часто разбросано много мякоти от ягод. (по окончанию)
Воспитатель. Теперь ягод рябины стало больше, и снегири могут ими полакомиться. (Звонит телефон у воспитателя, берет трубку)
- Хорошо. Включаем! Дети, это Лиса и Заяц выходят на связь.
(Появляются Лиса и Заяц на экране)
Заяц. Это снова мы! (Машут рукой)
Лиса. Ребята, мы с нетерпением ждем вашего ответа. (Стоп кадр)
Воспитатель. А давайте ребята мы не просто расскажем Лисе и Зайцу, о снегире, а покажем им сказку.
Сказка называется «Неожиданный гость». (Музыкальный фон)
В нашем сказочном лесу жили-были Лиса и Заяц и крепко дружили (показываем).У Зайца была избушка …Какая? (дети отвечают) -лубяная, а у Лисы …. (дети отвечают) – ледяная. Вот однажды Лиса и Заяц пошли погулять и что ….(дети отвечают) – поиграть. Вдруг на дереве увидели незнакомую птичку, какую (дети отвечают) – грудкой (воспитатель уточняет с красной грудкой самец-мальчик, а у самочки-девочки серая грудка) и очень удивились….(показываем). Тут птичка очень испугалась…ребята, как испугалась птичка (изображаем испуг) и вся съежилась (изображаем). Лиса с Заяц решили за ней понаблюдать и спрятались под кустик (изображаем.) Вдруг, откуда ни возьмись, прилетело много снегирей (как можно назвать одним словом… (давайте покажем как прилетели). Сели на дерево и стали клевать… Какую ягоду любят снегири? (ягодки, рябинку). Увидев столько гостей в сказочном лесу, Лиса и Заяц очень обрадовались, им стало весело (как весело покажите, петь, плясать, да жить, поживать.
Лиса. Спасибо вам большое ребята!
Заяц. Много нового мы узнали сегодня. Вы познакомили нас со снегирем, и мы теперь знаем, чем можем ему помочь!
Лиса. Вы нам помогли узнать, что любят птицы, а что любят детки?
Заяц. Детки любят конфетки.
Лиса. В благодарность мы отправили вам посылку.
Воспитатель. Да, спасибо мы ее уже получили.
(Воспитатель раздает конфетки детям) Благодарит за работу.