Светлана Фомичева
Конспект образовательной деятельности с детьми группы казачьей направленности «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы казачьей направленности
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Цель: познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; поддержать традиции бережного отношения к женщине.
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми группы казачьей направленности „Земная жизнь Пресвятой Богородицы“» размещена в разделах
формировать умение понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; показать необходимость доброго отношения друг к другу.
Развивающие задачи:
-развивать память, словарный запас, умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
-развивать диалогическую речь детей, расширять кругозор.
-развивать музыкальные, творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать в детях необходимость добрых поступков, добрых мыслей и слов;
-воспитывать любовь и уважение к своим близким, маме.
Предварительная работа:
-индивидуальное разучивание стихотворений, песен о маме и Пресвятой Богородице;
-объяснение понятия «икона».
-подготовка соленого теста для детей.
-рисование красками портретов мам.
Словарная работа:
Послушание, милосердная, благочестиво, смиренная, кроткая, благовестие, благодать, архангел.
Методы и приемы:
наглядный, игровой, словесный, создание проблемной ситуации, физминутка, работа с соленым тестом.
Материалы и оборудование к НОД:
цветные иллюстрации икон Пресвятой Богородицы;
• портреты мам, нарисованные детьми;
• ширма-горница, лавки, стол, самовар, баранки, люлька-качалка, кукла;
• на каждого ребенка: соленое тесто, трафареты-заготовки – «сердечки», салфетки, красная гуашь, кисточки для краски, скалка для раскатывания теста, клеенка.
1. Мотивационная часть: (формирование у детей мотивации к деятельности)
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром видела, как ваши мамы приводили вас в детский сад, и каждая мама вас так нежно обнимала, и вы ее целовали в ответ, что мне стало так приятно на вас смотреть, что я подумала, а как раньше, в старину, дети относились к своим мамам?
Ответы детей: Интересно, как?
Воспитатель: Я предлагаю отправиться нам всем вместе в далекое прошлое. Хотите? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда пойдемте со мной.
Сцена «казачья хата». Дети рассаживаются по лавкам,
Показ сценки. Одна из девочек – «дочерей» качает куклу в качалке, воспитатель – «мать» ставит на стол самовар. Дочь поет колыбельную:
Баю-баюшки-баю, сидит котик на краю.
Сидит котик на краю, моет мордочку свою.
Моет-помывается, мамку дожидается.
Диалог матери с дочерью:
- Матушка, для чего горницу украшаешь?
- Скоро праздник иконы Божьей Матери.
- А у всех в доме есть иконы Богородицы?
- Конечно, как же без неё, без заступницы нашей (берет икону, протирает её) :
Пресвятая Богородица, спаси нас!
- Матушка, расскажи нам про Богородицу.
- Ну, хорошо, расскажу еще раз.
2. Основная часть (планирование детьми их деятельности и реализация детского замысла)
(на фланелеграфе расставлены цветные иллюстрации икон Пресвятой Богородицы)
Воспитатель: Ребята, а какой праздник мы отмечаем в конце ноября?
Ответы детей: день Матери.
Воспитатель: Вот здорово, что вы помните и знаете этот праздник, а откуда он к нам пришел?
Ответы детей.
Воспитатель: В последнее воскресенье ноября мы будем отмечать День Матери. Это очень родное для всех событие, потому что у каждого живущего на земле есть мама: самая любимая, самая красивая, самая добрая, самая, самая, самая… она всегда заступиться за вас и никогда не оставит в беде. Кто из вас хочет рассказать о маме красивыми словами?
Дети читают стихи:
Улыбнись скорее, мама, не грусти!
Подарю тебе я солнечные дни,
Подарю листочки, подарю цветы.
Сбудутся пусть точно все твои мечты!
Мама – первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!
Воспитатель: вот молодцы. А сегодня вспомним о матери – заступнице, о матери-помощнице, о великой и милосердной Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа – Деве Марии.
Рассказ детей.
Жили в небольшом городе Назарете муж и жена. Прожили они вместе до старости, но детей у них не было. И каждый день они молились Богу, чтобы он послал им дитя. Бог услышал их молитвы и послал им дочку Марию. Анна прославила в молитвах Бога и сказала, что отдаст это дитя на служение ему.
- Родители привели маленькую Марию в храм, была она совсем еще малышкой и держала в руках лилию. Все свое детство Мария провела в храме, много читала, молилась, соблюдала посты, была скромной во всем, аккуратной, смиренной, кроткой, очень трудолюбивой. Училась разному рукоделию: пряла, вышивала.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, благочестиво (правильно) жить?
Ответы детей: Делать добрые дела, любить друг друга, помогать, прощать обиды, быть послушными родителям, воспитателям.
Воспитатель: А как вы помогаете дома?
Ответы детей:
- помогаю убираться в доме.
- помогаю маме мыть посуду.
- помогаю папе кормить кур и уток.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Когда Мария подросла, по закону ей нельзя было оставаться в храме. Родители у нее умерли, она осталась сиротой. И поэтому священники заботу о ней представили старцу Иосифу, плотнику.
Однажды к ней явился архангел и сообщил радостное благовестие: скоро Мария родит сына от Господа Бога. И вот зимой Пресвятая Дева Мария родила Сына – Иисуса Христа.
Воспитатель: Мария долго еще прожила на земле, но когда ее время пришло покинуть землю, она не умерла, а как бы уснула. И была взята на небо. Божья мать говорила ученикам Христа: «Радуйтесь, я с Вами во все дни».
Православные люди верят в Ее заступничество и молятся ей, просят благодати Божией для своих детей. Так как она была чиста, то люди стали украшать иконы Девы Марии белыми лилиями.
Воспитатель ставит икону на место, дочь берет из колыбели куклу.
Дочь: «Послушай меня, дитятко, я тебе тоже расскажу, Богородица – Бога родила. Она его мати. Сам Господь ее слушался и нам, людям, дал заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». Вот и ты меня, дочка, почитай».
А как это почитать?
Ответы детей: Это значит слушаться.
- Помогать.
- Заботиться.
- Любить.
- Беречь.
- Ухаживать, когда родители заболеют или станут старенькими.
Воспитатель: ребята, я предлагаю немного поиграть.
Физминутка «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, -обнимают себя двумя руками.
Я всегда ей помогу - перед грудью вращение руками.
Я стираю, полоскаю, -имитация движений.
Пол я чисто подметаю, - имитация движений.
И дрова ей наколю. - имитация движений.
Маме надо отдыхать, -руки вверх, в стороны.
Маме хочется поспать. –руки под голову, глаза закрыты.
Я на цыпочках хожу, - имитация движений на цыпочках.
И ни разу, -прижать палец к губам.
И ни разу ни словечка не скажу. -прижать палец к губам.
Ребенок читает стихотворение:
Над кроватью, чуть в сторонке, божьей Матери иконка.
Добрый взгляд Ее лучится; если – Мама отлучится,
То не страшно мне одной – Матерь Божия со мной.
Воспитатель:
- Я предлагаю поиграть в игру «Где мы были - вам не скажем, а что делали - покажем», и вы всем нам покажете то, как вы помогаете маме по хозяйству. Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали – покажем»
Воспитатель: А какой же праздник без подарков? Что можно сделать нашим любимым мамам в подарок? Ответы детей.
Практическая часть.
Изготовление подарков для мамочки «Подарю сердечко маме» из соленого теста.
3. Заключительная часть: (проведение детской рефлексии по итогам деятельности)
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Какому событию посвящено изготовление подарков?
Ответы детей.
Краткое обсуждение с детьми, как дарить подарки.