Надежда Жирнова
Конспект образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
с детьми 4-5 лет
Тема: «Бабушкин сундук»
Составила воспитатель:
МБДОУд/с№1 «Светлячок»
Жирнова Н. Е.
Образовательная область : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.
Мотивация: Подарок для матрешки.
.
Цель: Познакомить детей с традиционным русским рукоделием.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми 4–5 лет „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
• Формировать у детей представления о народных промыслах родного края на примере ручников и домотканой дорожки.
• Содействовать развитию творческого воображения, умения работать самостоятельно.
• Обогащение словаря детей словами: рушник, скатерть, русичи, кочерга, ухват, коромысло, прялка, люлька.
• Воспитание любви к Родине, развитие интереса к истории своего народа.
Средства: плоскостные макеты русской избы на каждого, раздаточный материал, цветные нити, клейкая лента.
Способы: беседа, игра, физкультминутка, просмотр презентации, изготовление половика-дорожки из ниток.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами вспомним, что мы знаем о прошлом нашей Родины, о быте русского народа. В какой стране мы с вами живем, как она называется? (Россия)
-А как называлась наша страна раньше, много лет назад? (Русь)
А людей, которые жили на Руси, называли русичи.
Русский народ строил себе дома из дерева, так как дерево было самым доступным материалом.
-Как назывались жилища нашего народа? Кто мне скажет? (Такие жилища назывались избами)
-Сейчас мы с вами посмотрим, как выглядели избы снаружи.
(Презентация русской избы)
Воспитатель: -Давайте с вами посмотрим, как была устроена русская изба изнутри.
(Презентация предметов русской избы).
Воспитатель: -Большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе? (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).
- Посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар.
-На стене на полках стояла различная посуда: кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы.
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его». А поможет нам вот такой бабушкин сундук, в нем для вас загадки.
(Кочерга) – это железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи.
(Ухват) – у этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи
(Коромысло) – это деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой.
(Прялка) – одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, обращает колесо. (Презентация отгадок)
Воспитатель: --А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, из бабушкиного сундука, а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:
«Наша толстая Федора
Наедается нескоро.
А зато когда сыта,
От Федоры теплота. (Печка)
-Правильно, это печка.
-Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.
Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).
-Правильно, это – стол. Давайте поставим стол в вашу избу.
-Что мы с вами поставим около стола? (Лавку)
-Ставим лавку около стола.
Загадка о самоваре. «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».
-Правильно – это самовар.
-Молодцы, поставьте самовар на стол.
-Ребята, а про что же эта загадка: «Колыбель в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).
-Правильно, это люлечка, а еще ее называли – зыбка, куда же подвешивали люлечку? (К потолку).
-Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.
-А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка:
«Разомнёмся мы сейчас»
Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз,
Разомнёмся мы сейчас.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три,
Не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать,
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания.)
Шаг на месте. Ходим строем,
Чтоб дыханье успокоить.
(Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
(Дети садятся за столы.)
-А теперь давайте поговорим о том, чем занимались люди. Заглянем в бабушкин сундук еще разок. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти (показ скатерти, пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы.
(показ половицы).
Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. Посмотрите, в ваших избах есть желтая половица, сейчас мы ее украсим. Снимите верхний жёлтый слой, потянув за уголок и на клейкую ленту положите разноцветные ниточки.
-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ воспитателя).
А теперь преступайте к работе. (Дети изготавливают половицу, воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).
Рефлексия
-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.
-А теперь посмотрите все на меня, давайте вспомним: о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам сегодня понравилась на нашем занятии? Что вы сегодня научились делать? Вы теперь сможете научить своих родных делать такой же красивый коврик.