Кадырова Назия
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир стеклянных вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Кадырова Назия Гайсовна
2. Доминирующая образовательная область Познание
3. Вид деятельности детей Познавательно – исследовательская
Коммуникативная
Двигательная
Игровая
Восприятие художественной литературы
4. Форма организации Занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в мир стеклянных вещей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1. Тема образовательной деятельности Путешествие в мир стеклянных вещей
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
-проблемная ситуация;
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД :
-приглашение в странуСтекляндию;
- рассматривание слайдов.
3. Приемы организации практической деятельности детей : рассматривание песка;
- опыты: «Стекло прозрачное», «Стекло цветное», «Стекло имеет голос», «Водонепроницаемое», «Теплопроводное», «Хрупкое», «Вода отражается», «Полуправда», «1,3,5?»
- показ слайдов;
- Игра «Мы- стеклодувы»;
- ТРИЗ «Хорошо – плохо»;
- игра «Синквейн»;
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- создание проблемной ситуации;
- чередование видов деятельности;
- выполнение опытов.
5. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;
- удовлетворенность от проделанной работы;
- обсуждение полученных результатов.
3. Интеграция образовательных областей Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая
4. Возрастная группа: Подготовительная группа (6 -7 лет)
5. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом
6. Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения стекла, с профессией взрослых - стеклодув;
- опытно-экспериментальным способом определять свойства и качества стекла;
- сформировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала;
- сформировать знания о значении стекла в жизни человека;
развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности; закреплять умение рассуждать, делать выводы.
- расширить словарный запас детей; развивать слуховое внимание;
- развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом. - воспитывать бережное отношение к стеклу, уважение к людям профессий, работающим со стеклом.
7. Планируемые результаты: - ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, проявляет самостоятельность;
- ребенок активно общается с взрослым, со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому.
- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство
ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- ребенок соблюдает правила поведения в лаборатории;
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) В центре познания: ноутбук,слайды, проектор, экран.
В центре исследовательской деятельности : стеклянные предметы (разного цвета и формы, бутылочки, баночки, стаканы, зеркала, теплая вода; палочка для проверки звонкости стекла, различные стеклянные сувениры, приборы, лупы, тазик с водой, металлический поднос, мыльные пузыри, песок.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты - проводили опыты с различными материалами;
- ТРИЗ «Хорошо- плохо», «Чем схожи и чем различаются»
-игра «Синквейн»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 30 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели 5 мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Здравствуй небо (руки вверх,
Здравствуй Земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперёд,
Один, два, три, четыре, пять/загибают пальцы
Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки,
Будем дружно мы играть
В путешествие хотим опять (идут по кругу).
В: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки – Оля и Яло. И они подарили мне вот этот красивый сундучок и сказали, для того чтобы его открыть, нужно угадать, что там лежит. а поможет нам в этом игра «Да-нет»
(Дети задают вопросы воспитателю о загадочном предмете, получая только два ответа да, нет) Алгоритм отгадывания. Это животное? Нет. Это птица? Нет. Это живое? Нет. Это в доме? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? Да. В ней готовят пищу? Нет. Из нее пьют? Да. У нее есть ручка? Нет. Это стакан? Да.
Вот сундучок и открылся. (достаю и показываю детям).
Я стакан прозрачный,
Я стакан граненый.
Держите крепче меня руки,
Говорят, что я очень хрупкий.
В: Как вы думаете, из какого материала он сделан?
Д: Из стекла.
В: Верно. Значит, он какой?
Д; Стеклянный.
1.2 Мотивация деятельности детей А вы хотите отправиться в сказочную страну - Стекляндию. А что такое Стекляндия? Как вы думаете?
Д: Это что-то из стекла.
В: Правильно. В этой стране все из стекла. Но прежде чем мы туда отправимся нужно вспомнить правила обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) В: Посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов. Назовите их.
Д: Вазы, стаканы, кувшин и т. д.
В: Чем они отличаются друг от друга?
Д: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
В: А чем эти предметы похожи, какой у них общий признак?
Из какого материала они сделаны?
Д: Все предметы сделаны из стекла.
В: Если они сделаны из стекла, как можно сказать?
Д: Стеклянные.
В: Интересно, а почему песок оказался среди стекла? Посмотрите, как он блестит на солнце Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного. Из чего состоит песок?
Д: Песок состоит из мельчайших песчинок.
В: Песчинки все разные, на что они похожи?
Д: На маленькие камушки.
В: Какие они?
Д: Твёрдые.
В: Значит, какие человечки живут?
Д: Твердые, они крепко держатся за руки.
В: А если мы ладошкой потрогаем песок? Какой песок?
Д: Песок мягкий.
В: Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?
Д: Песчинок много.
В: Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Подумайте и скажите зачем в музее стекла находится песок?
Д: Из песка делают стекло.
В:Ребята, а вы знаете, как появилось стекло? Хотите узнать?
II. Основная часть: Рассказ воспитателя
Презентация «История создания стекла»
Игра «Мы – стеклодувы»
Проведение опытов
Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов. 22 мин.
В: Материалом для изготовления стекла служит песок. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды мастеру – стеклодуву пришла мысль : выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы. А потом изобретатели придумали машины. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
В: Ребята, понравилась вам история возникновения стекла?
Д: Да.
В: Из чего «варят» стекло?
Д: Из песка и золы.
В: Где делают стекло и стеклянную посуду?
Д: На стекольном заводе.
В: Как называют человека, который создает стеклянные изделия?
Д: Стеклодув.
В: Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла?
Д: Глиняной трубочкой.
В: Что выпускает стекольный завод?
Д: Стекло.
В: Вы бы хотели почувствовать себя мастерами - стеклодувами?
Д: Да!
Игра «Мы – стеклодувы»
Осторожно: пузыри!
Ой, какие! Ой, смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
Мой – со сливу!
Мой – с орех!
Мой не лопнул дольше всех! (Э. Фарджей)
В: Как красиво! Жаль, что мыльные пузыри в отличие от стеклянных такие непрочные. Но скоро вы подрастете, и, может быть, кто-то из вас станет мастером- стеклодувом.
В: А какое оно стекло хотите узнать? Приглашаю вас в лабораторию.
В: Возьмите в руки стеклянный предмет, какие свойства стекла вы можете назвать?
Д: Стекло гладкое, не гладкое, с бугорками, ребристое, скользкое, холодное, твердое, тяжелое.
В: Поднимите стаканы и посмотрите вокруг, что вы увидели и почему?
Д: Игрушки, потому что стакан прозрачный.
В: Зачем нужно прозрачное стекло?
Д: Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.
В: Где используется это свойство стекла?
Д: Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки
В: Возьмите осторожно в руки цветные предметы, посмотрите через них друг на друга. В какой цвет окрасилось всё вокруг?
Д: Всё синее, жёлтое, красное. Мир стал разноцветным, заиграл разноцветными красками.
В: Настроение улучшилось?
Д:Да
В: Где используется цветное стекло?
Д: Делают посуду, женские украшения, цветная мозаика
В: Ребята, вы знаете, для чего люди придумали тёмное стекло?
Д: Тёмное стекло защищает глаза от солнца. темные бутылочки делают для увеличения срока годности лекарств.
В: Налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Д: Нет, вода из стакана не вытекает.
В: Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое. Давайте все вместе повторим это трудное слово. Повтори, Руслан. Милана. (дети повторяют это слово хором и индивидуально)
В: Какое стекло на ощупь : тёплое или холодное?
Д: Холодное.
В: Налейте в стакан тёплую воду. Какой теперь стакан?
Д: Тёплый.
В: Это значит, что стекло проводит тепло, оно теплопроводное. Повторите все вместе: теплопроводное. Повтори Айдар. Ваня, Даниил.
Звучит запись разбитого стекла.
В: Ребята, что случилось?
Д: Разбилось стекло.
В: Значит, какое оно?
Д: Хрупкое.
В: Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать?
В: Как вы думаете от чего зависит голос стекла? Послушайте еще раз.
Д: Толстое стекло звучит глухо,
В: Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше. От удара стекло начинает медленно и часто дрожать, это дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим – «дзинь»! Когда вы будете учиться в школе, вы узнаете об этом поподробнее и всё поймёте.
В: Где используют толстое стекло?
Д: В магазинах делают витрины, полки, банки, бутылки, вазы хрустальные.
В: Что делают из тонкого стекла?
Д: Бокалы, лампочки, посуду.
В: Где еще стекло помогает человеку, в каких приборах?
Д: Лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Очки – защищает и помогает лучше видеть,
В: Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Давайте еще раз вспомним все свойства стекла : прозрачное, цветное, твёрдое, холодное, гладкое, с бугорками, скользкое, хрупкое, тяжёлое, водонепроницаемое, теплопроводное.
Игра «Хорошо – плохо»
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Хорошо: стеклянные предметы : красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении оно прозрачное, видно, что пьешь; гладкое, хорошо моется, не уколешься, приятное на ощупь.
Плохо: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться,
легко бьются, нельзя ставить на огонь, трескаются от мороза, оно тяжелое.
Ребята, отгадайте загадку:
Молчаливый твой близнец
Каждый день глядит в оконце.
А если солнце попадёт,
То зайчик в гости к нам придёт
В: Говорим о стекле, а загадка про зеркало. Как вы думаете, почему?
Д: Зеркало — это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.
В: Кто скажет: для чего нужно зеркало?
Д: Чтобы смотреться в его по утрам, смотреться в него, когда расчесываешься, одеваешься.
В: Зеркало –очень нужная вещь в доме. Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. Давайте представим, что мы древние люди, а тазик с водой — это озеро (перед детьми выставляется таз с водой). Посмотрите в воду она спокойная, что мы видим?
Д: Своё отражение.
В: А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим. Затем стали использовать серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.
В: Как вы думаете, нам зеркало рассказывает всю правду? Сейчас проверим.
Опыт «Полуправда» Посмотрите в зеркало, дотроньтесь до правого уха, а какое ухо в отражении?
Д: Левое.
В: Помашите левой рукой, что показывает отражение?
Д: Правое.
В: Это явление называют зеркальным отражением. Люди каких профессий и каким образом используют зеркала?
Д: Стоматолог, водитель, машинист, парикмахер, балерина, учитель-логопед.
В: Зеркала применяются и в технике. С их помощью создают микроскопы, телескопы, телеобъективы, фотоаппараты, прожекторы, маяки.
В: Поставьте два зеркала рядом уголком, в угол положите игрушку. Сколько положили игрушек?
Д: Одну.
В: Сколько стало игрушек?
Д: Три.
В: Приближайте зеркала, что происходит?
Д: Игрушек стало больше (5,7)
В: Вы стали настоящими волшебниками. Такие свойства зеркала используют в своей работе фокусники и иллюзионисты. Вот оказывается, какой нужный для людей предмет – стекло.
Игра «Синквейн»
III. Заключительная часть - словесное поощрение в ходе ОД;
- удовлетворенность от проделанной работы;
- обсуждение полученных результатов 3 мин.
В: Ребята, нам пора возвращаться. в наш детский сад. Вам интересно было быть исследователями? Как вы думаете, вам пригодятся эти знания? Какой эксперимент вы бы показали дома? О чем захотелось бы рассказать? Мне тоже очень понравилось наше занятие, спасибо за хорошую работу
3. ЛИТЕРАТУРА
1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск УП «ИВЦ Минфина», 2004
2. Дыбина Н. П, Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2002
3. Златопольский Д. С. Удивительные превращения. Детям о секретах вещества. Москва, Издательский центр «Вектана- Граф», 2007
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий,- Издательство «Учитель», 2010