Людмила Адушева
Конспект образовательной деятельности «Посиделки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности «Посиделки». Адушева Л. В.
в старшей гру
ппе[/b]
Адушева Людмила Викторовна, воспитатель
ДС № 157 «Светлячок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти
1. Задачи ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать умения детей составлять композиции из геометрических форм;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Посиделки“ в старшей группе» размещена в разделах
- закреплять у детей навыки лепки из соленого теста;
- закреплять у детей умение пользоваться ножницами, клеем;
- способствовать развитию у детей творческого потенциала.
2. Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать у детей умения договариваться друг с другом, помогать в процессе выполнения задания;
- воспитывать у детей ценность сотрудничества с другими детьми;
- развивать у детей эмоциональное отношение к окружающей действительности.
3. Задачи ОО «Познавательное развитие»:
- формировать у детей представления о старинном народном празднике «Кузьминки»;
- развивать у детей творчество в поиске оригинальных решений с опорой на известные способы конструирования из различного материала;
- развивать у детей сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формирование целостного представления о предмете, во время выполнения задания.
4. Задачи ОО «Развитие речи»:
- развивать свободное общение детей с педагогом и сверстниками;
- расширять словарный запас у детей через знакомство с русскими народными приметами и праздниками (грудень, посиделки, Кузьминки).
5. Задачи ОО «Физическое развитие»:
- закрепить представления детей о народных подвижных играх, их правилах, развивать желание использовать их в самостоятельной деятельности;
- развивать у детей физические качества (ловкость, быстрота, выносливость) в разнообразных подвижных играх, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- закреплять у детей умение выполнять правила в игре.
Материалы и оборудование: картинки с изображением разных времен года, фотографии людей в русских национальных костюмах, магнитофон, аудиозаписи песен, клей ножницы, пайетки, соленое тесто, кисточки, салфетки, стаканчики.
Образовательные технологии:
Интерактивные: «Хоровод», «Цепочка».
ИКТ - слайды, аудиозаписи, фотографии, работа в группах.
Предварительная работа с детьми: Разучивание народных пословиц, загадок, игр.
Содержание:
Педагог приветствует детей:
-Здравствуйте, гости дорогие!
Вам ли дома сидеть, да в окно глядеть?
Лучше у нас в гостях побывать. За окном ветер холодный гуляет, а у нас и светло, и тепло.
Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.
Ребята, какое сейчас время года за окном (осень).
- Выберите картинки осени из предложенных (Приложение 1)
-А в старину сентябрь называли рябинник, хмурень, а октябрь – листобой, свадебник. А какой сейчас месяц? (ноябрь).
- Правильно, ноябрь за окном, месяц студеный (очень холодный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – «Грудень».
-Русский народ и поговорки о ноябре придумал:
«Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца»,
«Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».
-Ребята, а какие поговорки знаете вы про ноябрь? (Дети передают клубок друг другу и называют поговорки) (Приложение 2)
-А мы сегодня собрались вместе, чтобы поговорить, повеселиться, да поиграть. Именно так проводили осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. А назывались эти вечера «посиделками».
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом -
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
И посвящены наши посиделки Кузьминкам, которые названы так в честь святых угодников Кузьмы и Демьяна. (Воспитатель приглашает на посиделки)
-Ребята, вы знаете, чем занимались на таких посиделках? (песни пели, веселились, играли в игры и т. д.).Выберите из картинок-подсказок те, которые иллюстрируют именно этот праздник (Приложение 3).
- Пора бы и нам в народную игру поиграть. А какие русские народные игры вы знаете? (Дети перечисляют: «У дедушки Трифона», «Молчанка», «Колечко». Воспитатель предлагает детям договорится и вместе выбрать игру, в которую они хотят поиграть).
Проводится русская народная игра по выбору детей (Приложение 4).
- А чем еще занимались на посиделках красны девицы? (пекли пироги, разные угощения, варили каши). А добры молодцы? (изготавливали разные подарки своими руками).
(Воспитатель предлагает девочкам «испечь» угощения для добрых молодцев из цветного соленого теста, мальчикам украсить ленточки для красных девиц. Во время выполнения заданий звучит аудиозапись русских народных песен и мелодий (Приложение 5).
Когда часть детей, закончит свою работу, воспитатель предлагает им немного отдохнуть. Проводится игра «Угадай ремесло». Остальные дети присоединяются по мере окончания деятельности.
- А я знаю, что Кузьма и Демьян большие работники, кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям. Да, парням помогают хлеб молотить Девушкам – пряжу вить.
Дети: Хозяюшка, а вам работнички нужны?
-А что вы умеете делать?
Дети: Мы не скажем, а мы покажем!
Дети изображают и показывают каждый по очереди свое ремесло, а другие отвечают (пилит дрова, косит траву, забивает молотком гвозди, шьет и т. п.).
(Воспитатель предлагает посмотреть на работы детей. Девочки угощают мальчиков сделанными печеньями, мальчики дарят девочкам ленточки).
- Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили. Как на Руси говорили и нам пора и честь знать. Поблагодарим Кузьму и Демьяна и попрощаемся с ними. Спасибо вам Кузьма и Демьян за пословицы о ноябре. Ребята, а за что вы можете поблагодарить их, что вы сегодня узнали, чему научились? (Дети в свободной форме благодарят за то, что им было более интересно, значимо).
Приложение
Приложение 1:
Реалистичные картинки с изображением природных явлений и природы в разные времена года.
Приложение 2:
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь – зимы запевка.
В ноябре зима с осенью борются.
Ноябрь – бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег – ни колесу, ни полозу нет ходу.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Ноябрь морозам дорожку кажет.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
Ноябрь – последний месяц живой воды.
Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Приложение 3:
Иллюстрации на тему русских народных праздников «Кузьминки», «Масленица», «Пасха», «Колядки». Дети отбирают только те, которые относятся к «Кузьминкам».
Приложение 4:
Русская народная игра «У дедушки Трифона». Все игроки становятся вкруг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я-дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод и дет по кругу и все поют: «У дедушки Трифона семеро детей, семеро детей – семь сыновей».
После этих слов дедушка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.
Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши, губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. Показал дедушка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи, ноги, изапел:
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Все сыновья поют эти слова с дедушкой. А дедушкаТрифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям: то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Сыновья проворно и быстро повторяют все движения и все разом должны остановиться. При каждом новом движении надо повторять слова:
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Если кто-то не поспеет, замешкается или ошибется, должен быстро войти в круг, встать рядом с дедушкой Трифоном и повторять слова и движения дедушки и всех остальных его сыновей).
Русская народная игра «Молчанка» Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, бубенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок. Молчок!
После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он становится водящим. Водящий не должен трогать играющих руками.
Русская народная игра «Колечко». Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет – водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.
Приложение 5:
Русские народные песни. Исполнители: К. Конева, Лада Мошарова, Г. Самохин
Трэклист:
1. Ай чу-чу 2. Ах, вы сени, мои сени 3. Барыня 4. Бояре 5. Было у матушки 12 дочерей 6. Валенки 7. Во кузнице 8. Во поле береза стояла 9. Во саду ли в огороде 10. Дуня тонкопряха 11. Жили у бабуси 12. Из за острова, на стрежень 13. Как на тоненький ледок 14. Как пойду я на быструю речку 15. Калинка 16. Камаринская (музыка) 17. Каравай 18. Метелица 19. Пошла млада за водой 20. Светит месяц 21. Солдатушки, бравы ребятушки 22. Уж как шла коляда 23. Я на камушке сижу 24. Я по луженьке хожу.