Екатерина Воронова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в старшей группе, образовательная область «Познание», направление «Познавательно-речевое развитие»
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Прослеживается интеграция образовательных областей :
«Познание» (окружающий мир и ФЭМП, «Коммуникация».
Цель: приобщение детей к миру природы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
обучающий аспект - расширять представления детей о диких животных, познакомить с тем, как они готовятся к зиме, развивать умение подбирать прилагательные к существительным, правильно ориентироваться на листе бумаги уметь выделять цвет и форму;
развивающий аспект - включаться в решение возникших проблем, реагировать на эмоциональное состояние; вовлекать детей в диалог, формировать потребность делиться своими впечатлениями
воспитывающий аспект - воспитывать любовь к природе умение беречь, защищать и охранять ее.
Время проведения каждого этапа НОД распределено рационально, прослеживается логичная связь между ними.
В соответствии с целью и задачами НОД подобран наглядный и демонстрационный материал, с использованием информационных технологий;
Контроль знаний, умений и навыков детей проводился в течение всего мероприятия: выделение цвета, формы предметов в водной части, знание обитателей леса в первой части, ориентировка в пространстве в основной части, знание перелетных и зимующих птиц в заключении.
Психологическая атмосфера при организации НОД благоприятная, дети старались быть активными и внимательными.
Результат: удалось реализовать все поставленные задачи. Оправдана форма организации детей, им предоставлена возможность практического действия, в результате которого дошкольники закрепили знания о диких животных и условиях их обитания, умело ориентировались по предложенной схеме, активно выполняли все задания лесовичка, продолжили непосредственно организованную деятельность в игре.
Ход мероприятия:
(Ребята входят в группу, здороваются с гостями)
Ребята, нам сегодня пришло видеописьмо от маленького Лесовичка. Давайте его посмотрим:
- Здравствуйте ребята. Я маленький Лесовичок, живу в лесу, слежу за порядком в нём. Если вам интересно, как живёт большой лес, какие происшествия здесь бывают, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, они помогут вам ориентироваться в дороге. Жду вас в гости»
Ребята, принимаем приглашение? Ответы детей.
Тогда посмотрите внимательно на план и постарайтесь его запомнить.
Дети смотрят на картинку-план непродолжительное время (30-40 сек., после чего воспитатель предлагает им восстановить план по памяти на листе бумаги.
Ребята, предлагаю вам подойти к столам, разделиться на 2 подгруппы. На каждом столе лист бумаги и геометрические фигуры, при помощи которых и нужно составить план. (дети взаимодействуют друг с другом, помогают)
Ну, что, ребята план мы изучили. Первый ориентир на плане- это оранжевый квадрат, теперь можно отправляться в путь. (под весёлую речёвку дети шагают в «лес»- физминутка)
Тёмным лесом, и по лугу, мы шагаем друг за другом.
Чтобы травку не помять, ноги нужно поднимать.
По тропинке мы бежим, не мешаем, не шумим!
На полянке птичкам весело летать,
Чтобы ветки не ломать, будем тихо мы шагать.
С лесом дружно мы живём, ему песенки поём.
Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Что же это? Ответы детей : осенний лес.
А какие деревья вы знаете? Ответы детей: берёза, дуб, липа, ель, сосна. Клён, берёза, липа, дуб, это какие деревья - лиственные, а ель, сосна -хвойные. А если в лесу растут одни берёзы? Ответы детей: берёзовый лес.
Мы идём берёзовой рощей. А как можно ещё назвать берёзовую рощу или берёзовый лес? Ответы детей: березняк. В нашем лесу растут и лиственные и хвойные деревья. Как называется такой лес? Ответы детей: смешанный.
- А сейчас мы посмотрим, как вы знаете деревья. Я буду показывать листочек, а вы называть дерево.
- Ой, а вот и дуб, он обозначен на карте квадратом оранжевого цвета, значит мы двигаемся в нужном направлении. Ребята, а знаете ли вы,
что все деревья осенью просто обязаны сбросить листья, иначе они не смогут пережить зиму? Зимой обычно замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья
становятся ненужными и даже вредными. Действительно, у деревьев нет достаточного количества сока, чтобы питать их, и листья могут замёрзнуть, как и дерево целиком.
А нам пора дальше. Давайте обратимся к карте (следующее обозначение синий кружок - лесное озеро).
От дуба с золотистыми листьями тропинка ведёт к лесному озеру. И снова новое задание. Мостик сломался, и чтобы перебраться на другой берег надо его починить.
Давайте подойдём к столам. Я вам раздам листы бумаги с изображением моста, а вам необходимо подобрать недостающую фигуру. Детали лежат в центре стола, составьте заплатки для починки мостика. Ребята, молодцы, у вас всё получилось, теперь можно смело переправиться через озеро.
Переходите аккуратно, друг за другом, не толкаясь. Ребята, а давайте мы с вами вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей: нельзя шуметь, идти тихо, осторожно, не нарушая покой леса.
И снова мы обращаемся к карте. Следующее обозначение –красный треугольник- овраг. После переправы через озеро мы оказались у оврага. Слева от моста, у самой реки мы видим первый домишка. Он расположен под корнями упавшего дерева. В нём живёт зверь, который в народе называется «хозяином».
«Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придёт весна, пробуждается от сна.»
Кто это? Конечно же медведь. Как раз осенью он и начинает готовить себе берлогу для зимней спячки. Где живёт медведь - в берлоге.
А вы знаете, ребята, что медведь в берлоге спит всю зиму, а у медведицы первые медвежата появляются уже в феврале месяце, поэтому берлогу нужно как следует подготовить к зиме.
А справа от моста, у самого оврага живёт ….
«Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут её лиса». Как называется домишка лисы - нора. Ещё одна загадка.
«Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.»
( ответ: белка)
Это правильный ответ, а назовите домишка белки (дупло).
А какие животные ещё живут в лесу? (волк, заяц и т. д.) а давайте подумаем, и подберём слова, как можно назвать лису. Ответы детей: хитрая, рыжая. Заяц, какой? Ответы детей: быстрый, трусливый. Медведь. Ответы детей: большой, ленивый, бурый.
Ребята, а нам необходимо идти дальше, чтобы было веселее. (Речёвка.)
Если мы обратимся к карте, то увидим зелёный прямоугольник –это лесная опушка.
Посмотрите сквозь кроны деревьев, к нам сюда проникают солнечные лучи. Скажите, осенью бывает солнце? (да) Конечно гораздо больше пасмурных дней, но солнечные дни тоже бывают. Я вам предлагаю поиграть в игру. Повторяйте за мной и показывайте то, о чём мы будем говорить.
Головушка-солнышко (гладят голову)
Лобик -бобик (набычиваются)
Носик -абрикосик (закрывают глаза и пальцами дотрагиваются до кончика своего носа)
Щёчки – комочки (мнут пальцами щёк, осторожно трут их ладонями)
Губки – голубки (вытягивают губы в трубочку)
Глазки – краски (раскрывают пошире глаза- смотрят на мир, любуясь своей красотой)
Реснички – сестрички (моргают глазками)
Ушки – непослушки (трут тихонько пальцами свои уши)
Шейка – индейка (вытягивают шею)
Плечики – кузнечики (дёргают плечами вверх-вниз)
Ручки – хватушки (имитируют хватательные движения)
Пузик – арбузик (вытягивают живот вперёд)
Спинка – тростинка (выпрямляют спину)
Мы немного устали Давайте присядем на полянке, и послушаем тишину леса (музыка). А лес-то оказывается полон звуков! Чьи голоса мы слышим? Ответы детей: птицы. Каких птиц вы узнали?
Ответы детей:
Как вы считаете, птиц стало меньше в лесу или больше?
Почему? Ответы детей: Птицы улетают в тёплые страны. Птицы улетают от того, что им нечего есть!
- Как они называются? (Перелётные) А те, которые остаются, это зимующие. Назовите перелётных и зимующих птиц. А что ещё можно услышать в лесу, кроме птичьих голосов? ( Фантазии детей: ветка сломалась -хруст, стук дятла, шум ветра, шорохи). Молодцы ребята.
- Да, осенний лес полон жизни!
Ой, посмотрите,а вот и домик Лесовичка. На карте он обозначен жёлтым овалом.
- Ребята, а что-то нас никто не встречает, наверное дома никого нет.
А в это время на экране телевизора появляется видеообращение от сороки о том, что Лесовичка нет дома, он ушёл по своим лесным делам. Но для ребят он приготовил сюрприз – корзину даров леса. А что же это за сюрприз, что в корзине лежит? Как вы думаете эти дары нам пригодятся? Зачем? Что из них можно сделать? Ответы детей.
- Ребята, мы можем много замечательных и интересных поделок сделать.
А сейчас, а нам необходимо возвращаться в наш детский сад. Я думаю, если вы не очень устали, предлагаю вам продолжить свою деятельность за столами. (Дети за столами делают поделки из природного материала).