Александра Вячеславовна Шитикова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Буквы Ъ и Ь»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект основной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Буквы Ъ и Ь знак».
Цель: Познакомить с написанием букв Ь,Ъ знак, закрепить образы букв, Объяснение назначения букв. готовить руку к письму.
Задачи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Буквы Ъ и Ь“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Обучающие: Закрепить пройденный материал. Показать значение мягкого и твердого знаков, научить правильно пользоваться ими при чтении.
Развивающие : развивать речевую активность, интерес к родному языку, развивать мелкую моторику рук, печатание букв.
Воспитывающие: воспитывать уважение к родному языку, любовь к языку, интерес к обучению, умение работать самостоятельно и в группе.
Словарная работа: разъезд, подъезд, подъём.
Материал и оборудование: доска, мел, рабочая тетрадь на печатной основе, букварь Жуковой, колокольчик, карандаши, слоговая таблица. Ход ОД
Воспитатель звенит в колокольчик, вместе с ребятами поет песню:
- Прозвенел звонок,
Начался урок!
Здравствуйте!
- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Я вам покажу и расскажу о буквах, которые не несут звука. Но для начала, повторим изученные буквы и звуки…
«Вместе весело поём».
Поём вместе с ребятами гласные звуки (это упражнение повторяется регулярно, на каждом занятии) :
А, О, У, Ы, Э.
Я, Ё, Ю, И, Е.
- Давайте повторим пройденные согласные звуки:
М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж.
Чтение с доски.
На доске написаны слоги:
-Давайте посмотрим на них, попробуем вместе прочесть, найдём разницу в звучании и написании.
ОН ОС АТ ИТ КОН
ОНЬ ОСЬ АТЬ ИТЬ КОНЬ
Показать ребятам графическое написание буквы Ь
- Буква «Ь» не даёт звука, но несёт мягкость для согласных звуков.
Пыль боль
Пыль-но боль-но
Дидактическая игра с карточками «Измени слово».
- Прочтите слово, заменив букву мягким знаком.
Ребята меняют буквы, прочитывают их, делают выводы.
Гуси - гусь Лоси - лось
Мыши - мышь Рыси - рысь
Ловит – ловить ходит – ходить
Дидактическая игра «Отгадай слово»
- При помощи изменения состава слова, добавления буквы, вы можете изменить и значение слова.
Ел (действие) - ель (предмет, кон – конь (объяснить значение слов)
Физ. минутка «Солнышко встало».
(воспитатель показывает движения, ребята все повторяют за ним).
- Солнышко встало, утро настало. (Правая ладошка с широко оттопыренными пальцами поднимается, делая круговые движения).
- Солнышко встало, утро настало. (Левая ладошка поднимается, делая круговые движения).
- Эй, братец Федя, буди соседей! (Стучим кулачком правой руки в поднятую перед собой левую ладошку и повторяем движения другой рукой).
- Вставай, Большак! (Показываем и шевелим большие пальцы).
- Вставай, Указка! (Показываем указательные пальцы и «грозим» ими).
- Вставай, Середка! (Соединяем ритмично большой палец со средним).
- Вставай, Сиротка! (Поглаживаем большими пальцами по безымянным).
- И крошка – Митрошка! (Пальчики в кулачок и показываем мизинцы).
- Привет, ладошка! (Скользящий хлопок правой ладошки о левую, двигаясь вверх).
- Мы с вами отдохнули, продолжим путешествие в страну букв.
- Буква Ъ знак похожа на Ь знак. Она так же не несет звука, но служит для раздельного чтения. Сравните:
ОБЯ СЕ ВЕ РАЗЕ ПОДЕ СЕЛА
ОБЪЯ СЪЕ ВЪЕ РАЗЪЕ ПОДЪЕ СЪЕЛА
РАЗЪ-ЕЗД, ПОДЪЕЗД, ВЪЕЗД, ОБЪЕЛСЯ.
- Мягкий знак кроме обозначения мягкости согласного звука служит как и Ъ для раздельного чтения, давая при этом мягкость согласному звуку, если стоит в середине слова:
Платье, бьём, пью, лью, шью, чья. (читаем вместе)
-Давайте откроем наши тетрадки и поработаем в них.
Дидактическая игра «Найди букву».
Ребята работают в тетрадях на печатной основе, находят в графическом коллаже буквы Ъ,Ь знак, раскрашивают их, печатают буквы, стараясь не вылезать за строчки. После работы воспитатель подводит итог занятию, отмечает ребят, которые активно работали на занятии, объясняет домашнее задание. Звенит колокольчик, занятие окончено.