Маргарита Денисова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Звуки [Ф] — [Ф’] и буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
Организационный момент
- Подойдите все ко мне и встаньте в круг
- Раз ладошка, два ладошка
- Подружились мы немножко
- Мы ребята дружные,
- Дружные послушные
- Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
- Садитесь на места
- Встают в круг
-Здороваются с воспитателем
- Повторяют движения и слова за воспитателем
- Садятся на места
2. Основная часть
- Артикуляционная гимнастика
-«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Звуки [Ф] — [Ф’] и буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
-Я сейчас загадаю вам загадку, а
вы должны отгадать её и узнать нашего гостя.
Днём спит, ночью летает
Прохожих пугает…
-А что вы знаете про филина? Расскажите, пожалуйста.
- Филин прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и
букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы?
-Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё сказать.
-На какие две группы делятся все звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и зарыдать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Ребята,какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.
Фонетическая зарядка
- 1. А вы знаете, как фыркает кот?
- 2. Как зовут героиню стихотворения К. И. Чуковского, которая поссорилась с
посудой и другими домашними вещами?
3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не
испачкать своё платье, что она надела?
- Ребята, вы догадались,о каком звуке сегодня пойдёт речь?
- Когда мы произносим звук [ф] Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.
-Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, нет голоса, какой это звук : согласный или гласный?
- Ф – глухой, парный, согласный.
Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.
- Фантик, Филин — в каком слове звук [ф] твердый, а в каком мягкий?
- Почему в слове Филин звук [фь] мягкий?
- Правильно. Звук [ф’] – согласный, мягкий, глухой.
- Я буду называть слова со звуком [ф], а вы определите место звука в слове. Где он
слышится: в начале слова, в середине или в конце слова?
- фотограф, гольф, фокусник,Филин, граф футболист, фантик, фен, шарф цифра, туфли, кофта, буфет, София, Жираф, Шкаф, Торф, Сейф, Шеф
- Игра «Четвертый лишний»
Аэроплан, гидроплан, самолет, фазан
- Ребята, а какой первый звук в слове ФФФазан? -СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ,ТВЕРДЫЙ
- Ребята, а какой первый звук в слове ФФФилин? -СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ,МЯГКИЙ
- Немного отдохнем
Физкультминутка
- Знакомство с буквой Ф.
Слышим звуки, а пишем, читаем?
- Ребята, а вы знаете, что звуки [Ф], [Ф‘] обозначаются одной буквой?
- Они обозначаются буквой Ф
-Буква Ф надула щёки,
Нос задрала, руки - в боки!
Ничего себе! Однако!
Эта Буква - задавака!
- Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.
Сначала нарисуй кружок,
А рядышком еще другой.
Теперь, старайся, мой дружок,
Их разделить прямой чертой.
- Сначала нарисуем букву в воздухе, а потом на листах. (Пишем через клеточку всю строчку).
-Дети, Филин очень любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.
-У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.
- Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно, а потом громче и с
ускорением.
- Спрашиваю нескольких детей
-Выполняют все указания воспитателя
-филин
-Дети рассказывают о филине, что знают
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем
- Звуки делятся на гласные и согласные
- Гласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь
- ф,ф,ф…
-Федора
-Фартук
- О звуке [Ф].
-Согласный
- В слове Фантик звук [ф] твердый, а в слове Филин — мягкий.
- Звук [фь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.
- В начале слова: фотограф, фокусник,Филин, футболист, фантик, фен.
В середине: цифра, туфли, кофта, буфет, София.
В конце: шарф, граф, гольф.
- Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор
-Дети дают характеристику
-Буквы
-Выполняют задание
-Слушают
-Проговаривают
3. Заключительная часть
- С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
- Молодцы, мне понравилось с вами играть, вы меня очень порадовали
-Мы познакомились со звуками [Ф],[Ф‘] и буквой Ф.