ОКСАНА СТЕПАНОВА
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Двенадцать месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 23 г. Благовещенска»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
«Двенадцать месяцев»
Степанова Оксана Вячеславовна
Воспитатель I категории
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Двенадцать месяцев“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Двенадцать месяцев», сказка
- Темочки
г. Благовещенск 2017
Тема занятия: «Двенадцать месяцев» (по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)
Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала
Цель: Развитие и активизация связной речи.
Задачи:
1. Обучающие задачи: совершенствовать диалогическую и связную речь
2. Развивающие задачи :
Связная речь
а. упражнять в умении подбирать однокоренные слова;
б. развивать умение подбирать слова с противоположным значением;
в. закреплять навык составления короткого рассказа по сюжетной (нарисованной) картине;
Грамматический строй речи
продолжить формировать умение подбирать слова разных частей речи (прилагательных, глаголов)
Звуковая культура речи
совершенствовать звукопроизношение (чистоговорки)
3. Воспитывающие задачи:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
• воспитывать культуру речевого общения
• воспитывать умение слушать других, не перебивая;
• воспитывать интерес к худ. литературе.
Образовательная область : речевое развитие
Предварительная работа: Чтение сказки С. Я Маршака «Двенадцать месяцев», просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», заучивание стихотворений.
Методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядный (презентация, картинки)
3. Практический (рисование);
4. Игровой (динамические паузы)
Методические приё мы: беседа по содержанию сказки с элементами рассуждения, проблемные ситуация, рассматривание рисунков и составление описательного рассказа по ним, дидактические игры, художественное слово, похвала.
Технологии:
• Личностно-ориентированные
• информационно-коммуникативные
• игровые технологии
• здоровьесберегающие технологии
Материал: Презентация к занятию, музыкальное произведение Вивальди «Времена года», венки для месяцев, корзина, подснежники.
Формы работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Приветствие, психологический настрой.
Воспитатель
Для начало, встаньте в круг,
Столько радости вокруг
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Вы готовы заниматься?
Можно встречу начинать.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за чудо - дерево перед нами?
Дети: Год.
Воспитатель: Скажите, сколько времен года, вы знаете?
Дети: 4времени года - зима, весна, лето, осень
Воспитатель: А у каждого времени года, по сколько месяцев?
Дети: по 3
Воспитатель: А сколько всего месяцев в году?
Дети: Двенадцать месяцев.
Воспитатель: Ребята. А мы с вами на прошлом занятии познакомились со сказкой «Двенадцать месяцев», которую написал Самуил Яковлевич Маршак.
Воспитатель: О ком говориться в сказке?
Дети: О девочке, которая пошла зимой в лес за подснежниками
Воспитатель: Растут ли подснежники зимой?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему девочка пошла в лес?
Дети: Её отправила мачеха за подснежниками.
Воспитатель: Почему мачеха не любила одну девочку, а другую любила и баловала?
Дети: Падчерица не родная дочка, она её не любила и заставляла много работать. Любила только свою родную дочь и баловала её.
Воспитатель: Какие были девочки?
Дети: Падчерица трудолюбивая, лаковая, вежливая, а родная дочь ленивая и грубая
Воспитатель: Почему месяцы решили помочь падчерице?
Дети: Им стало жаль её. Девочку оправила в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит.
Слайд с девочкой
Воспитатель: Давайте послушаем, что говорит нам девочка.
Девочка:
Обошла в лесу немало
В поисках одной поляны
Где из снежной пустоты
Пробивались бы цветы
Мне собрать их очень надо
И тогда я буду рада
Дайте мне совет хороший
Я так долго уж в пути
Помогите же ребята
Мне подснежники найти
Воспитатель: Какое настроение у девочки?
Дети: Она грустная, печальная, задумчивая
Воспитатель: А вы хотите ей помочь?
Дети: Да
Воспитатель: И мне жалко девочку и я хочу помочь ей, а чтобы помочь, вы должны превратиться в 12 месяцев и выполнить задания.
Выполним правильно задание, найдем подснежник.
Нам предстоит многое преодолеть, чтобы помочь.
Вы готовы?
Дети: да!
Воспитатель: Вы не боитесь трудностей?
Дети: Нет
Налетела вдруг пурга
Закружила, унесла /дети бегают
Всех девчонок вправо
А мальчишек влево /поворачиваются
Кругом голова идёт
Покружись наоборот /кружатся
Влево, вправо повернись
В месяц сразу превратись.
Воспитатель: Итак, первое задание.
«Назовите все месяцы по порядку»
Дети: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
(Лиза, а ты как думаешь, а Влада? Все месяцы названы правильно)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. А вот и первый подснежник.
А вот и первый подснежник
(даю подснежник)
Воспитатель: Назовите время года, с которого по календарю год начинается?
Дети: Зима. (Встаньте)
Мы с морозом подружились
Как снежинки покружились.
Покружились, покружились,
И в зиме мы очутились. Перемещение в зиму (на стулья)
ЗИМА
Воспитатель: Назовите только зимние месяцы
Дети: Декабрь, январь, февраль
Д. и. «Подбери признаки».
Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная…
Воспитатель: А теперь я буду вам читать начало стихотворения, а вы продолжать
Игра на словообразование.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький (снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Эта - девочка (Снегурка).
На снегу- то посмотри,
С красной грудкой (снегири).
Воспитатель: Какие родственные слова вы услышали? От какого слова?
Воспитатель: и зимние месяцы нам прочтут стихотворения …
Вы справились и с этими заданиями, вот еще подснежники нашли.
(даю подснежник)
А теперь пора зиме уступить место следующему времени года…
Воспитатель:
Пусть летит, летит снежинка
Эта белая пушинка
Лишь она земли коснется
Сразу к нам весна вернется.
ВЕСНА
Воспитатель: Назовите только весенние месяцы
Дети: Март, апрель, май
Д. и. «Подбери признаки».
Весна (какая) теплая, красивая, яркая, ранняя, зеленая…
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление в речи глаголов, согласование слов предложении.
Тема: «Весна»
Солнце – что делает? – светит, греет.
Ручьи – что делают? – бегут, журчат.
Снег – что делает? – темнее, тает.
Птицы – что делают? – прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель – что делает? – звенит, капает.
Медведь – что делает? – просыпается, вылезает из берлоги.
Воспитатель: и весенние месяцы нам прочтут стихотворения …
Вы справились и с этими заданиями, вот еще подснежники нашли.
(даю подснежник)
А теперь пора весне уступить место следующему времени года…
Воспитатель:
До свиданья ласточка!
Просим не грусти!
Ты нас в лето жаркое
Тотчас проводи.
ЛЕТО
Воспитатель: Назовите только летние месяцы
Дети: Июнь, июль, август
Д. и. «Подбери признаки».
Лето (какое) яркое, солнечное, разноцветное, теплое, веселое,
красивое, ягодное…
«Подбери противоположные по смыслу слова»
Летом жарко, а зимой холодно
Летом день длиннее, а зимой короче
Летом ветер теплый, а зимой холодный
Летом солнце стоит высоко, а зимой низко
Воспитатель: и летние месяцы нам прочтут стихотворения …
Вы справились и с этими заданиями, вот еще подснежники нашли
(даю подснежник)
А теперь пора лету уступить место следующему времени года…
Воспитатель:
Солнышко лучистое
Мы тебя попросим
Покажи ребятам
Ты дорогу в осень.
ОСЕНЬ
Воспитатель: Назовите только осенние месяцы
Воспитатель: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Д. и. «Подбери признаки».
Осень (какая) золотая, поздняя, багряная, дождливая, холодная, разноцветная, серая, печальная, грустная…
Воспитатель: ребята, вы такие интересные придумали слова, вижу вам осень очень нравится.
(Подойдите ко мне)
Чистоговорка С, З, Ц
Ца-ца-ца – осень у крыльца.
Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.
Ца-ца-ца – закачались деревца.
Воспитатель: и осенние месяцы нам прочтут стихотворения …
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Вы справились и с этими заданиями, вот еще подснежники нашли
(даю подснежник)
Воспитатель: за зимой идет весна, за весной лето, за летом осень и опять зима.
Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам разбиться на подгруппы и нарисовать картины по временам года, а по окончании работы рассказать, о чем вы нарисовали.
ИЗО +описание нарисованных картин
А вот и последний подснежник
(даю подснежник)
Воспитатель:
Листик желтый пусть кружится
Тихо под ноги ложится
Как на землю упадет
Снова к нам зима придет.
Воспитатель: И вот мы ребята оказались на поляне, выполнили все задания, набрали полную корзину цветов. Молодцы.
Слайд с девочкой и подснежниками
Воспитатель: А вот и девочка, по смотрите на неё. Какое у неё сейчас настроение?
Дети: Радостное, веселое.
Воспитатель: Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?
Дети:
Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки: «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».
Воспитатель: Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать? (рассказ 3-4 детей Влада, Саша Г., Ева, ….
Самоанализ.
Воспитатель: Какое задание было для вас самым трудным?
Воспитатель: Что больше вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю с помощью фишек определить, понравилось вам занятие или нет.
Красные фишки – легко, интересно.
Зеленые фишки – трудно, не интересно.