Юлия Беляцкая
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Масленица»
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
«ДЕТСКИЙ САД №18»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Масленица.»
воспитатель
Беляцкая Юлия Сергеевна
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».
Цель: формировать представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Образовательная задача : расширять представления детей о русском-народном празднике Масленица, познакомить с символом Масленицы.
Развивающая задача : развивать познавательную активность, обогащать словарный запас.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к народной культуре.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций русских народных гуляний, прослушивание аудиозаписи песни «Масленица», разучивание стихотворений, разучивание песни «Как на масляной неделе», беседы.
Оборудование: чучело Масленицы на санях, аудиозапись «Хоровод на Масленицу», иллюстрации народных гуляний и забав, бумажные блины для игры, канат, детские музыкальные инструменты (бубен, деревянные ложки, барабан).
Ход НОД
I. Мотивация:
Воспитатель заходит в группу в русском народном костюме?
- Ребята, как вы думаете, почему на мне такой костюм? А какой сегодня праздник? А что это за праздник? А хотите устроим сегодня настоящий праздник?
(ответы детей)
II. Основная часть
Солнце ярче и теплее, люди лучше и добрее.
Масленица в дверь стучится, никому с утра не спится.
Высыпает весь народ дружно водит хоровод
Игры пляски и веселье, поднимают настроение.
Масленица – это древний праздник, это прощание с зимой и веселая встреча весны, солнечного тепла. Весну считают началом новой жизни, а солнце своим теплом помогает природе просыпаться после зимнего сна. Масленица - это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников. Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица.
А хотите мы сегодня отпразднуем Масленицу? Будем веселится и играть?
Подождите минуточку, по-моему у нас гости, пойду проверю.
Под музыку на санях завозят чучело Масленицы. Кто к нам приехал?
В первый день Масленицы — в понедельник из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.
-Хотите покатать чучело и спеть песню? Дети по желанию катают чучело и поют песню «Как на Масленой неделе».
- А кто-нибудь знает стихотворения о Масленице? Расскажите?
Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там весна проказница
Примеряет платьица
.
Масленица к нам пришла.
Радость людям принесла
Ну а мы придем с блинами
Встретить праздник вместе с вами
Провожаем зиму вместе,
Водим дружный хоровод.
Не стоит никто на месте,
Ведь весна придет вот-вот.
- Ну, что, ребята, встанем в хоровод? (музыка для хоровода о масленице)
- А веселится будем как на Масленицу в старину? А как веселились на масленицу? А для чего нужны были веселые гуляния на Масленицу? (ответы детей). Веселые и шумные гуляния нужны были, чтобы помочь весне поскорее прогнать зимушку. Наши предки верили, что если на Масленицу не веселиться, то год будет бедным, неурожайным и безрадостным.
Хотите покажу картинки Масленичных гуляний?
1. Картинка «блины». Кто уже ел блины на этой неделе? Что символизирует блин? -Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей)
Предлагаю поиграть в игру «Кто больше соберет блинов». Дети делятся на команды и собирают блины под музыку.
Давайте посмотрим, что еще изображено на картинках.
2. Картинка «перетягивание каната». Сыграем в эту забаву? Проводится игра «Перетягивание каната».
Ребята, веселые игры? Вам нравится? Еще сыграем? Давайте посмотрим как еще веселился народ на Масленицу.
3. Картинка «Хоровод с лентами». Проводится хоровод под музыку.
Воспитатель держит обруч, дети берутся правой рукой за край выбранной ленты и двигаются под музыку друг за другом.
4. Картинка «прыжки через костер». Давайте сыграем? Проводится игра.
- Ребята, есть еще один древний обычай, без которого нам Масленицу не провести. Давайте попросим друг у друга прощение за обиды, обнимемся и помиримся.
- Ребята, в санях у нас сидит чучело Масленицы, мы уже покатали Масленицу и песни ей спели. А для чего еще нужна Масленица? Что с ней делают? Из чего делают чучело? Чучело сжигают в последний день Масленицы – это главный ритуал масленичной недели, означающий прощание с зимой, прощание со всеми болезнями и несчастьями. Костер – это символ победы тепла над холодом. После сожжения пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
- Посмотрим еще какие картинки у меня есть? Картинка «скоморохи». Ряженые парни и девушки ходили по улицам шутили, играли, песни запевали – развлекали и веселили народ, угощали. И сейчас ребята повеселят вас. Заранее подготовленные дети играют на детских музыкальных инструментах и раздают угощения.
- Вот и проводили мы с вами зимушку и хорошо повеселились!
Рефлексия: - Ребята, что Вам сегодня больше всего запомнилось? - Что показалось самым веселым? - Что бы вы хотели рассказать дома родителям о празднике Масленица?