Юлия Панасенко
Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Русская национальная одежда»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад№39 хутора Бараниковского
муниципального образования Славянский район
Конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию
в подготовительной логопедической группе.
Тема:
«Любят в праздники рядиться наши русские девицы…»
Составила:
воспитатель
первой категории
Панасенко Юлия Викторовна
2020 г.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе „Русская национальная одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формирование у детей интереса к русской национальной одежде.
Коррекционно-образовательные задачи: * Формировать у детей интереса к национальной русской одежде. * Продолжать знакомить детей с национальной одеждой, дать представления о характерных особенностях русского народного костюма. *Совершенствовать умение составлять рассказы об одежде, обуви и головных уборах. * Учить образованию слов из двух частей (душегрея, телогрея, косоворотка) и образованию прилагательных из существительных. * Продолжать работу по обогащению словаря детей: душегрея, косоворотка, кушак, кафтан, понёва. Коррекционно-развивающие задачи : *Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, память, внимание, фонематический слух. Коррекционно-воспитательные задачи: * Воспитывать интерес к русскому народному костюму, к его истории и традициям. * Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Предварительная работа:
* Разговор с детьми об одежде в повседневной жизни, о бережном отношении к вещам, рассматривание предметов одежды в журналах и иллюстрациях.
* Оформить дидактическую игру: «Наряди куклу в русский костюм».
* Организовать выставку «Куклы в национальном костюме»
Оборудование:
* Приготовить на каждый стол, трафареты одежды, карандаши и бумагу для рисования.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята сегодня мы на машине времени отправляемся в путешествие, чтобы увидеть, как одевались русские люди в старину. Закрывайте глаза сидите тихо, не шумите.
Воспитатель: И так мы на месте, а перед вами русские народные костюмы. Давайте их рассмотрим. Назовите основную мужскую одежду. Дети: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаха была длинной, носилась поверх портов и подпоясывалась кушаком.
Воспитатель: Что одевали поверх рубахи?
Дети: Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтан. В холодную зимнюю пору носили шубу, шапку, валенки.
Есть еще один вариант мужской одежды – косоворотка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите и расскажите про традиционную женскую одежду.
Дети: Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Поверх рубахи надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
Воспитатель: Как образовалось это слово? Дети: Душу греет. Воспитатель: Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была…
-Как бы вы называли такую одежду? Дети: Телогрея.
Ребята, вы заметили, что названия состоят из двух частей: душе - грея…. Дети сами называют: тело- грея, косо- воротка Воспитатель: Не только сарафан носили на Руси. Элементом русского народного костюма являлась понёва. (показ изображения) Кто из вас расскажет, что это.?
Дети: Понёва - это длинная украшенная вышивкой юбка. Воспитатель: Особое внимание предки всегда уделяли головным уборам.
- Я предлагаю Лизе выйти и надеть головной убор. Два убора предлагается для незамужней девушки и замужней женщины. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? Дети Платок, вы женщина и у вас волосы должны быть спрятаны.
Воспитатель: Правильно ребята! А какую обувь носили люди в то время? Дети Обычно носили лапти, а на праздники обували сапоги без каблуков, зимой валенки.
Воспитатель: Правильно!
(Выходит девочка и мальчик в русском старинном наряде).
Воспитатель: Ребята, на лужайке играли дети, я их пригласила к нам. Давайте с ними познакомимся и сравним одежду старинную и современную. Что общего и в чём различие в одежде?
Беседа «На прошлое смотрите – своё покажите».
Дети обсуждают костюмы.
Воспитатель Молодцы, вы справились с заданием.
- Милые дети нам с вами пора прощаться, вас наверно ждут. Нам было приятно с вами познакомиться. До свидания!
А сейчас предлагаю поухаживать за одеждой Физкультминутка
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
(Дети сопровождают текст, стихотворения соответствующими движениями).
Ну вот одежда высохла. Как ухаживают за одеждой? Дети отвечают: стирают, гладят, чистят, зашивают.
-Давайте приведём нашу одежду в порядок.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Какая одежда?»
Предлагаю образцы тканей для тактильного исследования детьми качества и фактуры ткани.
Из какого материала одежда? Из кожи - кожаная, из шёлка – шёлковая, из шерсти – шерстяная, из льна – льняная, из ситца – ситцевая, из бархата – бархатная, из холста – холщёвая, из атласа – атласная.
Воспитатель: Правильно, молодцы, пройдите за столы.
Пальчиковая гимнастика. «Сто одёжек».
Лиф на байке. (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках на каждое название одежды) Три фуфайки,
На подкладке платьице,
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится?
(Пожимают плечами)
Сто одёжек, сто застёжек,
(Ритмично сжимают-разжимают пальцы обеих рук)
Слово вымолвить не может.
Мама так закутала.
(Похлопывают себя по плечам).
Что не знаю, (Пожимают плечами) Тут ли я!
(руки от груди, через середину сбрасывают вниз)
Воспитатель: Мы с вами вспомнили элементы народных костюмов, а что общего есть у женщин и у мужчин, у детей и стариков?
Дети: Все носили рубахи. (показ изображения)
Воспитатель: Действительно, основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, вышивали по вороту, рукавам и подолу. Считалось, что вышивка - «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами попытаемся создать свой оберег Как это сделать? На какую часть одежды мы будем наносить обереги? Дети: Подол, края рукава, ворот.
Воспитатель: Правильно, дети возьмите трафареты и приступайте к работе.
(Дети и гости открытого занятия под фольклорную музыку раскрашивают обереги на частях русского национального костюма).
-Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие изображения у вас получились.
После завершения оформляется выставка работ. Рассматривание и анализ детских работ. Какая работа получилась самой красивой? Почему? Чем примечательно именно твое украшение рубахи?
Наше путешествие закончилось. И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, не подглядываем. Откроем глаза вот мы с вами и снова в нашей группе.
Понравилось ли вам занятие? Чем мы занимались? Что нового узнали?
Мы научились сравнивать современную и старинную одежду, привели нашу одежду в порядок, нарядили кукол, поиграли в сложную игру «Какая одежда?» Нарисовали красивые обереги. Вы славно поработали, а теперь можно отдохнуть и показать гостям нашу группу.